Top.Mail.Ru
Екжанова Елена Анатольевна

Екжанова Елена Анатольевна

Должность: профессор

Ученая степень и звание: доктор педагогических наук, профессор


+7 (499) 134-50-05, ул. Панфёрова 8, корп. 2.

ekjanovaea@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
• Психолого-педагогическая помощь детям с ЗПР.
• Художественно – эстетическое развитие детей с ОВЗ.
• Раннее и дошкольное специальное образование.
• Система медико-социальной и психолого-педагогической помощи в учреждениях здравоохранения и социальной защиты.
• Теоретико-методологические основы содержания ранней коррекционно-педагогической помощи.
• Специфика организации психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.
• Развитие специального образования в России и за рубежом: традиции и современность.
• Стимуляция познавательного развития детей с ОВЗ.
• Система психолого-медико-педагогического сопровождения детей в условиях интегрированного (инклюзивного) обучения.
• Организация ранней комплексной помощи в условиях новых форм дошкольного образования.
• Специфика коррекционно-логопедической работы с детьми раннего и дошкольного возраста с РАС.
• Комплексная психолого-медико-педагогическая помощь детям с ЗПР.
• Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты.
• Роль Л.С. Выготского в развитии дефектологии как науки.
• Идеи Л.С. Выготского, значимые для социализации детей с ОВЗ.

Научно-преподавательский стаж
30 лет
Заслуги, награды
  • Награждена Почетной грамотой Министерства образования Российской федерации (2003).
  • «Почетный работник общего образования Российской Федерации» (2007).
  • Имеет медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2011).
  • Лауреат конкурса «Грант Мэра Москвы» в сфере образования (2004, 2012, 2013).
  • Отмечена Почетным знаком «За вклад в развитие дефектологии» (2015).
  • Награждена Почетной грамотой Московской городской Думы «За вклад в развитие городского сообщества» (2010, 2019).
Уровень образования, квалификации
МГПИ им. В.И.Ленина. (1983)
Направление подготовки (или специальность)
Дефектолог. Психолог. Социальный педагог.
Общий стаж
45 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
В 2018 году прошла обучение на базе МГПУ: «Технология работы преподавателя в СДО Moodle» (24 ч.); «Технология разработки и использования ресурсов «Московской электронной школы» (72 ч.).
В 2019 году повышала квалификацию по программам: «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» (72 ч., МГПУ), «Организация образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» (72., Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО).
В 2021 году прошла обучение по программе: «Проектирование образовательного процесса для детей с ОВЗ в условиях стандартизации образования» (72 часа) на базе Международной академии современного профессионального образования.
В 2023 году обучалась на курсах по безопасности в МГПУ и действиям в случае вооруженного нападения на образовательную организацию; на курсах по педагогическому дизайну и работе в системе LMS.
Основные публикации
  • Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с методическими рекомендациями //3-е изд., стер. — Москва: Просвещение, 2021. — 349 с.: табл.; 22 см. — (ФГОС ОВЗ), (в соавторстве со Стребелевой Е.А.).
  • Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии. Научно-методическое пособие. — СПб.: КАРО, 2021. — 332 с., (в соавторстве со Стребелевой Е.А.).
  • Системный подход в психолого-педагогическом сопровождении на начальных этапах обучения: учебно-методическое пособие. — М.: МГПУ, 2023. — 196 с.
  • Методика исследования готовности к школьному обучению. Учебно-методическое пособие. — СПб.: КАРО, 2023. — 176 с.

СТАТЬИ

  • ЕКЖАНОВА ЕА. Региональные модели обеспечения специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2023. — Том 174. № 1. — С. 56 — 61.
  • ЕКЖАНОВА Е.А., СЕЛЕНКОВА А.А. Специфика специальных образовательных условий при формировании лексико-грамматического строя и связной речи у дошкольников с ОНР в условиях использования информационно-коммуникационных технологий. // Вестник МГПУ. — 2023. — № 17 (1). — С. 185−205.
  • ЕКЖАНОВА ЕА. Современное состояние специального и инклюзивного образования // Системная психология и социология. — 2022, № 2 (42). — С. 26 — 35.
  • ЕКЖАНОВА ЕА. РЕЗНИКОВА Е.В., ВАСИЛЬЕВА В.С., КОЛОТИЛОВА У. В, БУДНИКОВА Е.С. Психолого-педагогическая поддержка учащихся начальной школы с аутизмом. Статья на английском языке. // «Социальные и культурные трансформации в контексте современного глобализма» // Материалы Международной конференции (SCTCMG 2022), 19−21 апреля 2022 года, Грозный, Чеченская Республика, Россия. — С.532−538. — ISSN: 2357−1330.
  • ЕКЖАНОВА Е.А., ХАМЗАХ А. С. Х. Компаративный подход к рассмотрению расстройств аутистического спектра в России и Ираке.// Специальное образование. — 2022. — № 2, С. 209−233.
  • ЕКЖАНОВА Е.А., МЕДВЕДЕВА О.В. Оценка результатов коррекции дизартрических нарушений у детей нейроонкологического профиля. // Дефектология, 2021, № 6. — С.26 — 35.
  • ЕКЖАНОВА Е.А., СОЛОВЬЕВА И.Л. Психолого-педагогические технологии тьюторского сопровождения детей с ОВЗ на этапе постинтернатной адаптации. // Специальное образование, 2020, № 1. — С. 40−53
  • ЕКЖАНОВА Е.А., ДУБИНИНА В.В. Психолого-педагогические особенности тьюторского сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях образовательной организации. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020, № 2. — С. 26−33.
О себе

Специалист в области коррекционной педагогики и специальной психологии, реабилитации детей с ОВЗ, социальной педагогики. Доктор педагогических наук, профессор. Руководитель бакалаврской программы «Дошкольная дефектология».

Начинала свою профессиональную деятельность в качестве учителя-дефектолога во вспомогательной школе, затем открывала и работала в первых группах для детей с ЗПР г. Москвы. Пятнадцать лет являлась сотрудником Института дефектологии АПН СССР (сейчас ИКП РАО). Двадцать лет руководила ведущими организациями г. Москвы: Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево» (16 лет) и Центром досуга и спорта «СОЦ-ИН» (4 года). Разрабатывала для этих учреждений нормативно-правовую и методическую документацию. Являясь членом предметной секции по коррекционной педагогике Министерства просвещения Российской Федерации, Е.А. Екжанова внесла существенный вклад в разработку и комплектование учебного и методического обеспечения для общего, специального, инклюзивного образования и службы практической психологии.

Елена Анатольевна Екжанова является экспертом Министерства просвещения по апробации новых учебников для системы специального образования, постоянным членом жюри «Учитель года», в номинациях «учитель-дефектолог» и «учитель-логопед». Является постоянным экспертом Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей. Периодически участвует в работе отдельных комиссий Московской городской Думы и Государственной Думы. Член Диссертационного совета Д 72.2.007.02 при ГАОУ ВО МГПУ. Имеет более 200 печатных работ, автор федеральных и региональных программ, учебников и учебно-методических пособий.

Область научных интересов

Возрастная и специальная психология, коррекционная педагогика, социальная педагогика и психолого-педагогическая реабилитация детей с ОВЗ, инклюзия, тьюторство, региональные и национальные системы поддержки «особого детства». Подготовка кадров для системы специального и инклюзивного образования.

Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
• 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Дошкольная дефектология
• 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Раннее и дошкольное образование детей с ОВЗ