Браткова Маргарита Владимировна
Должность: доцент
Ученая степень и звание: кандидат педагогических наук, доцент
bratkovamv@mgpu.ru
+7 (499) 134-50-05, 119261, г. Москва, ул. Панфёрова д. 8, к.2
• Психолого-педагогическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
• Основные направления работы с семьёй.
• Технологии психолого-педагогической работы с семьей.
• Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья.
• Основы истории с методикой обучения.
МАГИСТРАТУРА
• Технологии разработки АООП.
• Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья.
• Психолого-педагогическое сопровождение семей детей с нарушениями развития.
• Практика конструирования моделей психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
• Разработка индивидуального образовательного маршрута.
• Моделирование инклюзивного пространства в образовательных организациях (факультатив).
• Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с органическим поражением ЦНС (факультатив).
• Педагогические технологии в комплексной реабилитации детей с нейротравмой (факультатив).
Ученая степень кандидата педагогических наук присуждена решением диссертационного совета ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» по защите диссертации «Формирование предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы», 13 апреля 2006 года и утверждена ВАК РФ 20 октября 2006 года, 39 к/166.
Ученое звание доцента по специальности «Коррекционная педагогика» присвоено решением ВАК 26 июня 2009 г.
«Дистанционная работа преподавателя: сервисы и инструменты Microsoft Office 365/Teams», ГАОУ ВО МГПУ (30 часов), регистрационный номер 20199/11 (2020).
«Комплексная помощь детям и подросткам с расстройствами аутистического спектра», ГАОУ ВО МГПУ (36 часов), регистрационный номер 21212/07 (2021).
«Разработка и реализация новых профильных программ подготовки по направлению «Специальное дефектологическое образование», МПГУ (72 часа), регистрационный номер 04078-ПК-2022 (2022).
УЧЕБНИКИ/МОНОГРАФИИ
- Браткова, М.В. Методика разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ воспитания и обучения детей первых лет жизни с ОВЗ (глава в коллективной монографии) // Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям: научная монография/ О.Г.Приходько, И.Ю.Левченко и др. — М.: ПАРАДИГМА, 2018 — 378 с.
- Браткова М.В. Технологии сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута (база данных). Свидетельство о государственной регистрации баз данных № 2 020 622 049, зарегистрировано в Реестре баз данных 10.2020 Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент) 0,126 МБ РИД
- Система образовательных модулей по активизации познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе воспитания в санаторной организации (база данных) Свидетельство о государственной регистрации баз данных № 2 022 620 715, зарегистрировано в Реестре баз данных
01.04.2022 Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент) Валиуллина С.А., Закрепина, М.В.Браткова, А.В., Мартышевская Д.М., Камелькова А.И., Тарновская П.А. и др. РИД - Адаптация детей с нарушениями развития к образовательной организации. М.: МГПУ, 2022. — Монография.- Яковлева И.М., Мануйлова В.В., Гусейнова А.М., Титова О.В., Тюрина Н.Ш., Караневская О.В., Браткова М.В., Афанасьева Ю.А.
- Педагогика и психология детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/ Яковлева И.М., Браткова М.В., Караневская О.В., Титова О.В., Афанасьева Ю.А. /Под ред. И.М. Яковлевой: учебник. М.: Инфра-М. — 2023. — 382 с. учебник
СТАТЬИ:
- Браткова М.В. Система ранней комплексной психиатрической, психолого-педагогической реабилитации детей с тяжелой ЧМТ. Часть 1 (сниженный уровень сознания — вегетативный статус, минимальное сознание). Методические рекомендации (+CD — диск)// Валиуллина С.А., Сиднева Ю.Г., Закрепина А.В., Браткова М.В. и др. М.:Парадигма, 2018. — 48 с.
- Браткова М.В. Педагогическая работа с родителями, воспитывающими детей с нейрохирургической патологией//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2018. — № 8. — С.5−11. (научная статья ВАК)
- Способ оценки психической активности детей с тяжелой черепно-мозговой травмой Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2 681 712
от 12.03.2019 г. Регистрирующий орган — Федеральная служба по интеллектуальной собственности РФ. Закрепина Алла Васильевна (RU), Браткова Маргарита Владимировна (RU) Мамонтова Наталья Анатольевна (RU), (73) Патентообладатель (и): Государственное учреждение здравоохранения города Москвы Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии Департамента здравоохранения города Москвы (RU) РИД - Закрепина А.В., Сиднева Ю.Г., Браткова М.В., Валиуллина С.А. Психическая активность у детей на раннем этапе реабилитации после острых тяжелых повреждений головного мозга //Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2020;97(1):51−59. doi.org/10.17 116/kurort20209701151(научная статья WOS)
- The implementation of inclusive education in preschool educational institutions of Russia Организация инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях России / Revista de Ciencias Humanas y Sociales. — 2020. — Vol. 36. — No S 27. — P. 221−239. — Margarita V. Bratkova, Yulia A. Afanasyeva, Anna A. Komarova, Yuliya B. Lazareva EDN QEFQQA. produccioncientificaluz.org/index.php/opcion/article/view/31 980 (научная статья SCOPUS)
- Браткова М.В. Формирование предметных действий у детей раннего возраста/М.В.Браткова//Дошкольное воспитание. — 2020.-№ 7.-С.77−85. (научная статья ВАК)
- Браткова М.В. Особенности игрового взаимодействия матери и ребенка раннего возраста с риском возникновения расстройства аутистического спектра/М.В.Браткова, А.С.Набиулина //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. -№ 2. — С. 47−55. (научная статья ВАК)
- Браткова М.В. Родители просят совета: проблемы семейного воспитания дошкольников. Из опыта психолого-педагогического консультирования//Дошкольное воспитание. № 12.- 2021. С. 61- 68. (научная статья ВАК)
- Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: учебно-методическое пособие / Е.А. Стребелева, Ю.Ю. Белякова, М.В. Браткова [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 128 с.
- Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: учеб.-методич. пособие /Браткова М.В., Выродова И.А., Закрепина А.В. и др. М.: -ИНФРА-М. — 2023.-160 с. -
- Браткова М.В. Ранний возраст: пропедевтика речевых нарушений/М.В.Браткова//Дошкольное воспитание. — 2023. — № 5.- С.7−13. (научная статья ВАК)
Практикующий педагог, работает ведущим научным сотрудником, педагогом-дефектологом в Научно-исследовательском институте неотложной детской хирургии и травматологии, где консультирует семьи, воспитывающие детей с проблемами развития, проводит коррекционно-педагогические занятия с детьми; является разработчиком и координатором on-line консультаций родителей.
Обучающий процесс со студентами выстраивает с обязательным чередованием теоретико-методологических подходов с практической составляющей, осуществляя видео-разбор конкретных практических случаев.
Участвует в научно-исследовательских работах: «Разработка и апробация пакета методик комплексной психолого-педагогической диагностики нарушений развития детей раннего возраста (служба ранней помощи для детей от 2 месяцев)», «Разработка технологий диагностики и психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития на разных уровнях образования (включая учреждения социальной защиты и возможности использования современных технических средств)»" и др.
- поиск эффективных методов и приемов коррекционного воздействия в работе с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
- оказание психолого-педагогической поддержки их родителям
- изучение проблемы оказания помощи детям с нейрохирургической патологией (ТЧМТ, гидроцефалия, инсульт и др.), нуждающимся в педагогической поддержке со стороны педагога-дефектолога
- рассмотрение вопросов инклюзивного образования в современной педагогике.
• 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование,
Технологии образования детей с нарушениями интеллектуального развития
Теория и практика комплексной реабилитации лиц с расстройствами аутистического спектра
Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями
Система логопедической помощи в учреждениях образования и здравоохранения и социальной защиты
Раннее и дошкольное образование детей с ОВЗ