Top.Mail.Ru
Браткова Маргарита Владимировна

Браткова Маргарита Владимировна

Должность: доцент

Ученая степень и звание: кандидат педагогических наук, доцент


bratkovamv@mgpu.ru

+7 (499) 134-50-05, 119261, г. Москва, ул. Панфёрова д. 8, к.2


Преподаваемые дисциплины
БАКАЛАВРИАТ
• Психолого-педагогическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
• Основные направления работы с семьёй.
• Технологии психолого-педагогической работы с семьей.
• Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья.
• Основы истории с методикой обучения.

МАГИСТРАТУРА
• Технологии разработки АООП.
• Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья.
• Психолого-педагогическое сопровождение семей детей с нарушениями развития.
• Практика конструирования моделей психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
• Разработка индивидуального образовательного маршрута.
• Моделирование инклюзивного пространства в образовательных организациях (факультатив).
• Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с органическим поражением ЦНС (факультатив).
• Педагогические технологии в комплексной реабилитации детей с нейротравмой (факультатив).
Научно-преподавательский стаж
13 лет
Уровень образования, квалификации
Образование: В 1992 году окончила Московский государственный педагогический университет им В.И. Ленина по специальности «Дефектология».
Ученая степень кандидата педагогических наук присуждена решением диссертационного совета ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» по защите диссертации «Формирование предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы», 13 апреля 2006 года и утверждена ВАК РФ 20 октября 2006 года, 39 к/166.
Ученое звание доцента по специальности «Коррекционная педагогика» присвоено решением ВАК 26 июня 2009 г.
Направление подготовки (или специальность)
Дефектология
Общий стаж
28 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
«Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья», ГАОУ ВО МГПУ (72 часа), регистрационный номер 889571 (2019).
«Дистанционная работа преподавателя: сервисы и инструменты Microsoft Office 365/Teams», ГАОУ ВО МГПУ (30 часов), регистрационный номер 20199/11 (2020).
«Комплексная помощь детям и подросткам с расстройствами аутистического спектра», ГАОУ ВО МГПУ (36 часов), регистрационный номер 21212/07 (2021).
«Разработка и реализация новых профильных программ подготовки по направлению «Специальное дефектологическое образование», МПГУ (72 часа), регистрационный номер 04078-ПК-2022 (2022).
Основные публикации

УЧЕБНИКИ/МОНОГРАФИИ

  1. Браткова, М.В. Методика разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ воспитания и обучения детей первых лет жизни с ОВЗ (глава в коллективной монографии) // Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям: научная монография/ О.Г.Приходько, И.Ю.Левченко и др. — М.: ПАРАДИГМА, 2018 — 378 с.
  2. Браткова М.В. Технологии сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута (база данных). Свидетельство о государственной регистрации баз данных № 2 020 622 049, зарегистрировано в Реестре баз данных 10.2020 Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент) 0,126 МБ РИД
  3. Система образовательных модулей по активизации познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе воспитания в санаторной организации (база данных) Свидетельство о государственной регистрации баз данных № 2 022 620 715, зарегистрировано в Реестре баз данных 01.04.2022 Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент) Валиуллина С.А., Закрепина, М.В.Браткова, А.В., Мартышевская Д.М., Камелькова А.И., Тарновская П.А. и др. РИД
  4. Адаптация детей с нарушениями развития к образовательной организации. М.: МГПУ, 2022. — Монография.- Яковлева И.М., Мануйлова В.В., Гусейнова А.М., Титова О.В., Тюрина Н.Ш., Караневская О.В., Браткова М.В., Афанасьева Ю.А.
  5. Педагогика и психология детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/ Яковлева И.М., Браткова М.В., Караневская О.В., Титова О.В., Афанасьева Ю.А. /Под ред. И.М. Яковлевой: учебник. М.: Инфра-М. — 2023. — 382 с. учебник

СТАТЬИ:

  1. Браткова М.В. Система ранней комплексной психиатрической, психолого-педагогической реабилитации детей с тяжелой ЧМТ. Часть 1 (сниженный уровень сознания — вегетативный статус, минимальное сознание). Методические рекомендации (+CD — диск)// Валиуллина С.А., Сиднева Ю.Г., Закрепина А.В., Браткова М.В. и др. М.:Парадигма, 2018. — 48 с.
  2. Браткова М.В. Педагогическая работа с родителями, воспитывающими детей с нейрохирургической патологией//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2018. — № 8. — С.5−11. (научная статья ВАК)
  3. Способ оценки психической активности детей с тяжелой черепно-мозговой травмой Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2 681 712 от 12.03.2019 г. Регистрирующий орган — Федеральная служба по интеллектуальной собственности РФ. Закрепина Алла Васильевна (RU), Браткова Маргарита Владимировна (RU) Мамонтова Наталья Анатольевна (RU), (73) Патентообладатель (и): Государственное учреждение здравоохранения города Москвы Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии Департамента здравоохранения города Москвы (RU) РИД
  4. Закрепина А.В., Сиднева Ю.Г., Браткова М.В., Валиуллина С.А. Психическая активность у детей на раннем этапе реабилитации после острых тяжелых повреждений головного мозга //Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2020;97(1):51−59. doi.org/10.17 116/kurort20209701151(научная статья WOS)
  5. The implementation of inclusive education in preschool educational institutions of Russia Организация инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях России / Revista de Ciencias Humanas y Sociales. — 2020. — Vol. 36. — No S 27. — P. 221−239. — Margarita V. Bratkova, Yulia A. Afanasyeva, Anna A. Komarova, Yuliya B. Lazareva EDN QEFQQA. produccioncientificaluz.org/index.php/opcion/article/view/31 980 (научная статья SCOPUS)
  6. Браткова М.В. Формирование предметных действий у детей раннего возраста/М.В.Браткова//Дошкольное воспитание. — 2020.-№ 7.-С.77−85. (научная статья ВАК)
  7. Браткова М.В. Особенности игрового взаимодействия матери и ребенка раннего возраста с риском возникновения расстройства аутистического спектра/М.В.Браткова, А.С.Набиулина //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. -№ 2. — С. 47−55. (научная статья ВАК)
  8. Браткова М.В. Родители просят совета: проблемы семейного воспитания дошкольников. Из опыта психолого-педагогического консультирования//Дошкольное воспитание. № 12.- 2021. С. 61- 68. (научная статья ВАК)
  9. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: учебно-методическое пособие / Е.А. Стребелева, Ю.Ю. Белякова, М.В. Браткова [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 128 с.
  10. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: учеб.-методич. пособие /Браткова М.В., Выродова И.А., Закрепина А.В. и др. М.: -ИНФРА-М. — 2023.-160 с. -
  11. Браткова М.В. Ранний возраст: пропедевтика речевых нарушений/М.В.Браткова//Дошкольное воспитание. — 2023. — № 5.- С.7−13. (научная статья ВАК)

О себе

Практикующий педагог, работает ведущим научным сотрудником, педагогом-дефектологом в Научно-исследовательском институте неотложной детской хирургии и травматологии, где консультирует семьи, воспитывающие детей с проблемами развития, проводит коррекционно-педагогические занятия с детьми; является разработчиком и координатором on-line консультаций родителей.

Обучающий процесс со студентами выстраивает с обязательным чередованием теоретико-методологических подходов с практической составляющей, осуществляя видео-разбор конкретных практических случаев.

Участвует в научно-исследовательских работах: «Разработка и апробация пакета методик комплексной психолого-педагогической диагностики нарушений развития детей раннего возраста (служба ранней помощи для детей от 2 месяцев)», «Разработка технологий диагностики и психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития на разных уровнях образования (включая учреждения социальной защиты и возможности использования современных технических средств)»" и др.

Область научных интересов
  • поиск эффективных методов и приемов коррекционного воздействия в работе с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
  • оказание психолого-педагогической поддержки их родителям
  • изучение проблемы оказания помощи детям с нейрохирургической патологией (ТЧМТ, гидроцефалия, инсульт и др.), нуждающимся в педагогической поддержке со стороны педагога-дефектолога
  • рассмотрение вопросов инклюзивного образования в современной педагогике.
Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
• 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, Олигофренопедагогика, Тьютор в инклюзивном образовании
• 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование,
Технологии образования детей с нарушениями интеллектуального развития
Теория и практика комплексной реабилитации лиц с расстройствами аутистического спектра
Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями
Система логопедической помощи в учреждениях образования и здравоохранения и социальной защиты
Раннее и дошкольное образование детей с ОВЗ