Богданова Тамара Геннадиевна
Должность: профессор
Ученая степень и звание: доктор психологических наук, профессор
+7 (499) 134-50-05
ул. Панфёрова 8, корп. 2., кабинет 401
bogdanovatg@mgpu.ru
• История и философия специальной психологии и специальной педагогики
• Психологическая диагностика в системе помощи детям с ОВЗ
• Психологическая коррекция
• Психологическое изучение семьи ребенка с ОВЗ
Психологический факультет, по специальности «психолог, преподаватель психологии»
• «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» Москва, ГАОУ ВО МГПУ. 15.04-05.06 2019 г. (72 часа).
• «Дистанционная работа преподавателя: сервисы и инструменты Microsoft Оffice 365/Teams» Москва, ГАОУ ВО МГПУ. 26.08-14.09 2020 г. (30 часов).
• «Использование цифровых ресурсов Microsoft в привязке к Teams во время учебного процесса» Москва, ГАОУ ВО МГПУ 25.02-01.04 2021 г. (18 часов).
• «Насилие и психотравма в молодежной среде», Москва, ФГБОУ «Российская академия образования» 17-24. 04. 2023 (16 часов)
Учебники и учебные пособия
• Богданова Т.Г. Сурдопсихология. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Юрайт, 2018. (учебник)
• Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании. Под ред. Е.А.Медведевой. / Е.А.Медведева, Комиссарова Л.Н., Т.Г.Богданова, Журавлева Ж.И., Павлова А.С.М., Юрайт, 2018. (учебник)
• Педагогика инклюзивного образования. Под ред. Н.М.Назаровой. М.: Инфра-М, 2018. (учебник)
• Богданова Т.Г. Технология подготовки школьников с нарушением слуха к профессиональной деятельности// Педагогические технологии воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения слуха. В 2-х частях. Изд. 2-е (испр. и доп.). Часть 2. М.:Владос. — 2020. Стр.34−44. (учебник)
• Богданова Т.Г., Назарова Н.М. Инклюзивное обучение лиц с сенсорными нарушениями. М.: Юрайт, — 2021. Учебник
• Богданова Т.Г. Психологические особенности лиц с нарушениями слуха. Современные зарубежные исследования. М.: «Спутник+», 2021. — 135.с. (монография)
• Бачина О.В., Богданова Т.Г. Развитие высших психических функций у детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии. М.: МГПУ, 2023. — 156 с. (учебное пособие)
Статьи
• Bogdanova T.G., Rafael Felix Bell Rodriguez // Acompanamiento psicologico a la educacion inclusiva de los ninos con discapacidaa en Rusia/ Identidad Bolivariana. 2018, vol. 2 No 2. P. 48−67.
• Богданова Т.Г., Назарова Н.М. Особые образовательные потребности как основа использования образовательных технологий / Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография. //Под ред. Е.В.Ткаченко и М.А.Галагузовой. — Вып. 10. — Екатеринбург, изд-во Уральского гос.пед.университета. 2018. С. 347−358. (глава в коллективной монографии)
• Богданова Т.Г. О.Ю.Асаянова, С.Д.Иванов. А.Д.Иванов Обучение тубинфицированных детей в рамках проекта «Московская электронная школа» / Человек. Общество. Инклюзия. № 1 (33). 2018. С. 99−106. (ВАК)
• Богданова Т.Г. Психологическая помощь дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья в развитии интеллекта / Проблемы современного педагогического образования. Выпуск 63. — Ч. 2. 2019. С.302−305. (ВАК)
• Методическое обеспечение изучения интеллекта лиц с нарушениями слуха (Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2 019 622 086).
• T. G. Bogdanova, T. M. Popova. Image of the World as the Basis of Ethnic Dialogue //European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2020. P. 751−758. DOI: 10.15 405/epsbs.2020.11.03.80 (Web of Sc)
• Богданова Т.Г., Томсон В.А. Проблемы изучения личности детей и подростков с нарушениями слуха в зарубежной психологии// Вопросы психологии (2020), № 5, стр. 157−167. (Скопус, ВАК)
• Богданова Т.Г., Назарова Н.М. Эвалюация как инструмент управления качеством инклюзивных процессов в образовании // Специальное образование (2020). № 3(59), с. 24−39. (ВАК)
• Богданова Т.Г. Проблемы истории, теории и методологии специальной педагогики (к юбилею Н.М.Назаровой) // Бачина О.В., Богданова Т.Г., Моргачева Е.Н., Тюрина Н.Ш. / Специальное образование (2020). № 3(59), с. 178−194. (ВАК)
• Богданова Т.Г., Моргачева Е.Н., Попова Т.М., Соколова О.Ю., Тюрина Н.Ш. Креативность и творчество детей с ограниченными возможностями здоровья//https://www.shsconferences.org/articles/shsconf/abs/2021/28/shsconf_pgc2021_1 005/shsconf_pgc2021_1 005.html (Web of Sc)
• Богданова Т.Г. Жестовая речь и психическое развитие глухих детей: современное состояние вопроса (обзор зарубежных исследований) [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 2. С. 3−22. doi:10.17 759/cpse.2 021 100 202 (Web of Sc, ВАК)
• Т. Г. Богданова Оптимизация взаимодействия родителей и детей с нарушениями слуха в процессе консультирования и психотерапии (по материалам психологии США) / Т.Г. Богданова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2022. — № 11 (125). — URL: research-journal.org/archive/11−125−2022-november/10.23 670/IRJ.2022.125.51 (ВАК)
Участвовала в реализации ряда проектов («Профессиональная ориентация лиц с ОВЗ», «Комплексная оценка эффективности инклюзивных процессов», «Учебно-методические материалы для подготовки преподавателей к проведению занятий по обучению финансовой грамотности детей с ограниченными возможностями здоровья», составление учебно-методических материалов по финансовой грамотности для разных категорий лиц с ОВЗ, участие в проведении вебинаров по разным проектам).
Количество защитившихся аспирантов по проблемам специальной психологии и специальной педагогики: 15. Число публикаций: более 170 научных и учебно-методических работ, включая учебники и учебные пособия по направлению «Специальное дефектологическое образование». Подготовила базу данных по теме «Методическое обеспечение изучения интеллекта лиц с нарушениями слуха», в отношении которой было получено Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2 019 622 086 (Дата государственной регистрации в Реестре баз данных 14 ноября 2019 г.).
Является членом совета
Член жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России» (2019−2021).
- теоретико-методологические проблемы современной специальной психологии
- проблемы диагностики нарушенного развития
- проблемы развития интеллекта детей и взрослых с нарушениями в развитии, в том числе — с нарушениями слуха
- изучение роли речи в психическом развитии ребенка
- психологические проблемы инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- социальная адаптация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья
• 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия»
• 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Специальная психология»
• 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Методы и техники клинической психологии»
• 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, Тьютор в инклюзивном образовании
• 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, Теория и практика комплексной реабилитации лиц с расстройствами аутистического спектра