Безруких Марьяна Моисеевна
Должность: Профессор департамента экономики и управления
Ученая степень и звание: Доктор биологических наук, профессор
BezrukixMM@mgpu.ru
2-й Тульский переулок, дом 4, кабинет 104
- Почетная грамота Министерства просвещения РФ, 2019
- Почетный профессор Новосибирского государственного педагогического университета присвоено Ученым советом НГПУ 2013
- Орден почета, выдан Президентом РФ, 2012
- Премия Международной академической издательской компании «Наука» выдана Комиссией по присуждению премий Международной академической издательской компании «Наука», 2011
- Почетная грамота Президента РАО, 2009
- Золотая медаль «За достижения в науке» Российской академии образования, 2007
- Почетная грамота Министерства образования РФ, 2005
- Медаль им. Г.И. Челпанова (I степени), выдана Директором психологического института РАО 2004
- Медаль К.Д. Ушинского, выдана Министерством образования РФ 2003
- Медаль ордена «За заслуги перед Отчеством» II степени, выдана Президентом РФ 2002
- Почетная грамота Министерства образования РФ, 2000
- Медаль «В память 850-летия Москвы», 1997
- Безруких М.М., Лукьянец Г. Н., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Орлов К.В., Тюрина Е.В. Профессиональные компетенции педагогов в условиях цифровизации образования //Ценности и смыслы. 2022. № 4 (80). С. 82−98.
- Безруких М.М., Лукьянец Г. Н., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Е.В., Шибалова М.С., Орлов К.В. Использование электронных устройств во внеурочное время обучающимися начальной школы //Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. № 5 (87). С. 46−62.
- Безруких М.М., Логинова Е.С., Теребова Н.Н., Усцова А.Г., Макарова Л.В. речевое развитие подростков 10 — 12 лет и использование электронных устройств //Обучение иностранным языкам. 2022. Т. 49. № 1. С. 17−42.
- Жадько Н.В., Безруких М.М. Концептуальная модель hard skills vs soft skills в структуре функциональной грамотности //Обучение иностранным языкам. 2022. Т. 49. № 3. С. 224−233.
- Bezrukikh M., Ivanov V. Аge features of eye movements in adolescents when reading from various electronic devices //В сборнике: Advances in Cognitive Research, Artificial Intelligence and Neuroinformatics. Intercognsci: International Conference on Cognitive Sciences. Cham, 2021. С. 160−166.
- Безруких М.М., Войнов В.Б., Криволапчук И.А., Макарова Л.В., Макеева А.Г., Орлов К.В., Параничева Т.М., Соколова Л.В., Соколова Л.В., Сонькин В.Д., Филиппова Т.А. Здоровьесберегающая деятельность образовательных организаций российской федерации. результаты анкетирования образовательных организаций (июнь 2021 года) //В сборнике: Здоровьесберегающая деятельность образовательных организаций: проблемы и решения. Всероссийская научно-практическая конференция. Москва, 2021. С. 16−45.
- Безруких М.М. Здоровьесберегающая деятельность общеобразовательных организаций российской федерации. результаты анкетирования представителей органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования //В сборнике: Здоровьесберегающая деятельность образовательных организаций: проблемы и решения. Всероссийская научно-практическая конференция. Москва, 2021. С. 9−15.
- Безруких М.М., Иванов В.В. Особенности окуломоторной активности при чтении текста с различных электронных устройств отображения информации у подростков //В сборнике: Первый Национальный конгресс по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейроинформатике. Девятая международная конференция по когнитивной науке. Сборник научных трудов. В двух частях. Москва, 2021. С. 459−462.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А., Верба А.С., Иванов В.В., Сергеева В.Е. Когнитивное развитие детей 6−7 лет //В сборнике: Первый Национальный конгресс по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейроинформатике. Девятая международная конференция по когнитивной науке. Сборник научных трудов. В двух частях. Отв. ред. В.Л. Ушаков, И.И. Русак, В.В. Климов, П.М. Балабан. Москва, 2021. С. 68−70.
- Хрянин А.В., Безруких М.М. Особенности зрительно-пространственной деятельности разного уровня сложности у детей //В сборнике: Первый Национальный конгресс по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейроинформатике. Девятая международная конференция по когнитивной науке. Сборник научных трудов. В двух частях. Отв. ред. В.Л. Ушаков, И.И. Русак, В.В. Климов, П.М. Балабан. Москва, 2021. С. 91−93.
Более 50 лет занимаюсь исследованиями в области возрастной физиологии и психофизиологии. Изучаю когнитивное развитие детей на разных этапах онтогенеза, когнитивные основы обучения, проблемы развития и школьные трудности.
Наряду с научными исследованиями, веду преподавательскую деятельность в педагогических вузах, институтах развития образования, ведет авторские курсы повышения квалификации такие как «Развитие мозга ребенка и познавательная деятельность», «Когнитивные основы обучения», «Психофизиологические основы трудностей обучения» и другие.
Автор более 500 научных трудов, в том числе монографий, учебников и методических пособий для студентов педагогических ВУЗов — «Возрастная физиология», «Физиология развития ребенка», «Психофизиология ребенка», «Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка» и другие.
Автор более 20 книг и пособий для педагогов и родителей, таких как «Знаете ли вы своего ученика», «Почему учиться трудно», «Обучение письму», «Леворукий ребенок в школе и дома», «Особенные дети», «Трудности обучения в начальной школе», «Ступеньки к школе», «Учитель и родитель», «Ваш особенный ребенок идет в школу» и другие.
Разработанные образовательные программы для дошкольников и школьников — «Ступеньки к школе», «Разговор о правильном питании», «Все цвета, кроме черного», «365 шагов к школе» реализуются в образовательных организациях всех регионов России.
В течение многих лет веду просветительскую работу; автор и ведущая ряда радио- и ТВ-программ для родителей.
Возрастная физиология, психофизиология, педагогическая физиология