Как адаптируется система подготовки педагогических специалистов к современной реальности, рассказывает ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко в беседе с издателем EdExpert Денисом Кравченко.
Четыре инновации
— Президентский указ о национальных целях развития РФ на период до 2030 года вводит новшества в систему повышения квалификации педработников. Как педагогические вузы планируют справляться с новыми задачами?
— Согласно этому указу, не менее 10% педагогических работников должны получать ежегодное дополнительное профессиональное образование на базе ведущих вузов и научных организаций. Но сейчас по норме закона каждые три года нужно повышать квалификацию. Получается, что показатель и так должен быть 30%, то есть даже больше, чем в указе президента. Разница в том, что это должны быть особые программы на базе ведущих образовательных и научных организаций. То есть треть всех, кто проходит через систему повышения квалификации, должны проходить ее именно на базе ведущих организаций по каким-то специальным образовательным программам.
И здесь есть о чем задуматься. Что вообще нового, отличного от традиционных КПК появилось в системе повышения квалификации учителей в последние годы? Здесь есть несколько не всегда связанных друг с другом, но важных изменений.
Учителя не заменит искусственный интеллект, но учителя заменит другой учитель, который умеет пользоваться инструментами искусственного интеллекта
Первая новация — это входное тестирование, оно в первую очередь позволяет оценить, насколько учитель хорошо разбирается в учебном материале, который преподает, насколько развита его методическая культура, насколько сформирована рефлексия педагогических ситуаций.
На основании входного тестирования готовятся занятия, организованные в виде модулей, для конкретных учителей. В этом есть смысл, поскольку образовательная программа в этом случае ориентируется не на спонтанные задумки автора программы, а на реальные трудности учителей.
Второе — это повышение квалификации педагогических команд. Некоторые новые образовательные результаты могут быть достигнуты только в команде, если весь школьный коллектив разделяет задачи и над ними работает. Это, например, воспитательные или метапредметные результаты. Тогда уместно обучать именно команду педагогов. Отдельно отметим, что во время обучения на курсах повышения квалификации проявляется тенденция к кооперации: учителя естественным образом начинают содержательно друг с другом общаться, лучше понимать коллег, договариваться о совместных занятиях. Часто, например, проектируют смежные уроки по химии и физике, объединяют математику и информатику
Третье, совсем новое для гуманитарной сферы явление, — тренажеры для общения на основе реальных жизненных ситуаций.
Наши специалисты моделируют некую реальную педагогическую ситуацию, записывают варианты развития переговоров с участием профессиональных актеров. Получается что-то вроде интерактивного квеста педагогического общения на разные темы, в том числе сложные: дети с особыми потребностями, мигранты и пр. Такой тренажер-симулятор, имитирующий ситуации человеческого общения, позволяет педагогам разобрать разные стратегии поведения, выбрать наиболее целесообразные в профессиональном общении. Например, ситуация: студент, спешащий на экзамен, приводит сестру в детский садик с симптомами простуды. Есть риск, что другие дети тоже заболеют. По санитарным нормам болеющего ребенка нельзя допустить в группу, но брат девочки спешит и не может взять ее с собой. Требуется найти выход. Тренажер имитирует разные переговорные ситуации, и решение находится. Или, например, подросток плохо себя ведет в школе, постоянно мешает вести уроки, родители его защищают. Как договориться, максимально учитывая интересы ребенка?
Есть подобные тренажеры для команд, построенные на материале управленческих кейсов в образовательной организации. При этом наибольший эффект приносит даже не столько прохождение тренажера, сколько рефлексия пройденного, обсуждение вариантов разрешения проблемных ситуаций.
И четвертая инновация в подготовке педагогов, которую мы сейчас апробируем, — это модельные учебные занятия, на которых часть студентов играет роль учеников, имитирует поведение школьников на уроках, а другая часть студентов проводит с ними занятия. В качестве «школьников» нередко выступают студенты колледжей, близкие к реальным школьникам по возрасту.
Раньше мы приглашали на такие занятия экспертов из школ, завучей, методистов. Это позволяло нашим студентам получить обратную связь, а приглашенным педагогам, в свою очередь, присмотреться к будущим специалистам и пригласить кого-то на работу. Сейчас мы используем также искусственный интеллект, который анализирует эмоциональный фон участников, оценивает сказанное, вовлеченность условных школьников, анализирует качество речи, количество говоривших и пр. Думаю, этот инструмент станет обязательным в системе повышения квалификации.
Таким образом, если иметь в виду все перечисленные новации, то, действительно, есть что перестраивать в массовой практике подготовки учителей.
— Как вы считаете, почему именно работа с педагогическими кадрами выделена в отдельную строку в этом указе?
— Думаю, что есть некоторый общественный консенсус относительно того, что система образования развивается не так интенсивно, как другие сферы социальной жизни. Очевидны, например, радикальные изменения в сфере здравоохранения или социальной сфере. Уж точно никто бы не захотел возвращения методов лечения 50-летней давности или паспортных столов и ЖЭКов вместо современных МФЦ. И школа вроде бы на этом фоне меняется не так сильно. Типичный школьный класс — каким он был в XIX веке, так примерно устроен и сейчас. Нельзя сказать, что есть совершенно ясное представление о том, как конкретно должна меняться система образования, но упомянутый указ президента — следствие того, что нужны перемены в этой сфере.
Человек и технология
— В прежние годы инновации в образовании в основном ассоциировались с идеей цифровизации или с достижением показателей международных систем оценки качества образования PISA и других. Сейчас ставка делается на подготовку кадров?
— Я думаю, что в сферу подготовки кадров интегрированы и упомянутая цифровизация, и функциональная грамотность. Это необходимость. И по-прежнему на международных конференциях большая часть докладов посвящена цифре, а половина из них так или иначе связана с искусственным интеллектом. Яркий пример — недавняя презентация GPT4o. Новые возможности этой нейросети производят впечатление: она может поддерживать живую беседу, легко переключаться на другие языки, владеет интонированием и освоила эмоциональный компонент. Она способна не просто дать готовое решение, скажем, линейного уравнения, а показать пошагово, как оно решается, тренировать учащихся. Для образования это означает, что в перспективе мы получим массу автоматизированных тренировочных инструментов и технологий.
Фактор привлекательности педобразования — это возможность освоить навыки работы с людьми, которые трудно получить где-то еще.