В мае Институту педагогики СПбГУ исполнилось пять лет. Его директор, член-корреспондент Российской академии образования Елена Казакова, отметившая свой юбилей также в этом году, поделилась с порталом СПбГУ мнением о том, почему основы педагогики полезно осваивать каждому, представила основные направления развития этой науки, а также рассказала о том, как выбрала профессию педагога.
2023 год по указу президента России объявлен Годом педагога и наставника. Сегодня нам важно не только привлечь внимание к профессии, но и повысить интерес способной, активной, творческой молодежи к педагогике. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать учитель нового поколения? Какие педагоги востребованы в современной школе?
В современной школе, к сожалению, пока еще востребованы просто любые педагоги. Почти все регионы страны испытывают дефицит учителей математики, а в последнее время жалуются на нехватку физиков. Квалифицированные организаторы воспитательной работы — на вес золота. А если попробовать представить портрет идеального учителя, то следует заметить, что мечтаем мы — дети, родители, администрация школ, общество, бизнес, государство — о разном. Но можно попытаться составить обобщенную картину: он достаточно молод, но уже имеет большой стаж, он полон энтузиазма и эмпатии к детям, но умеет блестяще готовить к различным всероссийским проверочным работам и ЕГЭ. Он исполнителен и инициативен, умеет входить в положение администрации и понимает родителей, любит предмет, но обожает ходить с детьми в театры и походы, у него богатая личная жизнь, но он способен сутки напролет проводить в школе… Забавно получается? По-моему, нереалистично для массовой профессии. Поэтому из сотен превосходных качеств учителя я обычно выделяю несколько. Это желание и умение учиться и учить, стремление помогать другому человеку (маленькому и взрослому, со всеми его мотивами, мечтами и страхами), любовь к работе в составе сплоченной разновозрастной команды, уровень мастерства в части той деятельности, которую педагог передает, и наличие ценностно-смысловых опор, адекватных российским традиционным ценностям.
Последний год особое внимание уделяется вопросу преподавания в школах обществознания. Эксперты СПбГУ принимали участие в тематических круглых столах, а также проводили летнюю школу в «Сириусе» для учителей в рамках программы повышения квалификации. Какие результаты приносит эта работа? Какие следующие шаги требуется предпринять?
Мы сейчас участвуем в трех основных процессах: пытаемся помочь изменить к лучшему школьную программу по обществознанию и учебники к ней, помогаем реализовывать программы повышения квалификации для учителей обществознания и готовимся к приему учителей обществознания для обучения на программе магистратуры в нашем университете. В рамках программы «Педагог для школы высоких технологий» мы готовим специальный набор на бюджетные места лиц, которые хотели бы преподавать обществознание в школах, колледжах и вузах. Все эти виды работы только начаты, но мы надеемся, что получим ощутимый прогресс по всем трем линиям через год-два.
В поле зрения специалистов в области педагогики сегодня попадает не только школа: в конце 2022 года СПбГУ заключил соглашение с Министерством дошкольного образования Узбекистана. Нужно ли в нашей стране уделять такое же внимание этой образовательной ступени? Какими наработками в этой области может поделиться Университет?
Наш университет наращивает экспертизу в области дошкольного образования, и мы предложили нашим коллегам из Узбекистана помощь в решении вопросов раннего обучения дошкольников русскому языку. Мы можем помочь начинающим и опытным педагогам, работающим с дошкольниками, в повышении квалификации по всем вопросам развития познавательной сферы ребенка, развития его эмоционального интеллекта. Да, мы убеждены, что дошкольный этап развития человека, может быть, самый важный для будущего успеха личности: именно в это время формируются любовь к познанию, стремление к сотрудничеству, основы математической, читательской и естественно-научной культуры.
Расскажите, пожалуйста, о текущих проектах Института педагогики СПбГУ и новых успехах, которых вам с коллегами удалось добиться.
Институту педагогики 28 мая 2023 года исполнилось пять лет. На фоне 300-летней истории СПбГУ он просто младенец. Но мы построили полный спектр программ образования, среди наших выпускников уже есть кандидаты наук, а многие наши выпускники стали руководителями образовательных организаций и крупных проектов. Все наши эксперты — активные и влиятельные участники большинства преобразующих образование процессов в стране и мире. Наши успехи в основном заключаются в том, что мы стараемся быть востребованными в каждом значимом процессе: при наличии определенной проблемы пытаемся ее решить, привлекая собственные научные знания и профессиональные умения. Но у нас есть и собственная научная тематика: культура чтения как фактор сохранения и развития цивилизации, персонализация образования в условиях цифровой трансформации общества, развитие личностного потенциала в системе образования.
В рамках Форума труда состоялось открытие Педагогической клиники СПбГУ, которая позволит обучающимся развиваться и совершенствовать профессиональные навыки. Какие проекты в рамках нового подразделения вы хотели бы реализовать?
Мы бы хотели предоставить всем желающим студентам СПбГУ возможность пройти практику в формате Педагогической клиники. Что касается основных проектов, мы поддерживаем ежегодную научно-практическую конференцию проектных и исследовательских работ школьников «Крона», в рамках которой более 1000 учащихся ежегодно предлагают свои проектные и исследовательские работы, ожидающие оценки и тьюторского сопровождения. Кроме того, мы планируем провести фестиваль «12 коллегий» для смешанных подростково-взрослых команд школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также хотим помочь Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ осуществить проект онлайн-образования для русскоязычных ребят, живущих в других странах мира.
Вы начинали профессиональную деятельность в качестве учителя математики, а сегодня возглавляете Институт педагогики СПбГУ и являетесь членом-корреспондентом Российской академии образования. Легко ли вам дался выбор профессии? В какой момент вы осознали, что хотите стать учителем?
Моя мама была учителем русского языка и литературы, а мой учитель математики Арон Рувимович Майзелис однажды мне сказал: «Казакова, вы могли бы продолжить… меня». Продолжить их служение мне показалось и важным, и интересным делом.
Какие учителя окружали вас? Как вы считаете, может ли встреча с хорошим педагогом мотивировать учеников выбрать для себя в будущем профессию преподавателя?
Я училась в «лучшей школе всех времен и народов». Мы говорили, что у нас принято любить математику и физику, обожать историю и литературу, знать химию и биологию, паять микросхемы, хорошо играть в баскетбол и волейбол, немного читать по латыни, играть в «Турнире СК» (интеллектуальной ленинградской телепередаче для старшеклассников. — Прим. ред.). Весь этот мир создавали наши учителя. Школа не была богатой, но она была великой (моя физическая школа № 38 позднее объединилась с физико-математическим лицеем № 30, куда я и сейчас хожу поклониться). Да, я убеждена, что мне хотелось подражать им, моим дорогим учителям.
Ваша альма-матер — РГПУ имени А. И. Герцена, но уже более 20 лет вы работаете в Санкт-Петербургском университете. Как вы считаете, образование в профильном и классическом вузе должно иметь свои особенности или необходимо формировать единое образовательное пространство?
Как председатель Федерального учебно-методического объединения по высшему педагогическому образованию я просто обязана сказать, что мы обязаны всеми силами формировать единое образовательное пространство, но, знаете, это единство в многообразии. Я не верю в целесообразность единых маршрутов и уникальных рецептов. Убеждена, что выпускники педагогических специальностей классических университетов создают весомую конкуренцию выпускникам педагогических университетов. Хотя слово «конкуренция» не очень точно выражает мысль: нам не конкурировать надо, а дополнять друг друга. Работы на всех хватит.
Недавно вы прочли первую лекцию из нового цикла «Как учить и учиться в XXI веке». Какие темы вы планируете осветить? Почему важно, чтобы подобные лекции проходили в рамках работы зарубежного представительства СПбГУ? Как вы считаете, насколько возможно сегодня реализовать в широкой практике персонализированную модель образования?
И мне, и моим коллегам очень бы хотелось, чтобы мировое сообщество познакомилось с живой современной педагогикой, которая, в частности, рождается у нас в Университете. Я убеждена, что основы этой науки было бы полезно осваивать любому человеку, просто потому что педагогика занимается очень сложным, но таким необходимым предметом — счастьем человека и благополучием мира.
Елена Ивановна, есть ли у вас особый секрет, который помогает в достижении профессиональных успехов?
Мне нравится вам нравиться. И я даже способна правильно расставить мягкие знаки в этой фразе. А если серьезно, мне очень повезло с учителями, учениками и коллегами. У меня прекрасная семья. И я искренне верю в необходимость того, что я делаю.