В конце апреля 2020 года прошло онлайн-совещание семи педагогических университетов, на котором их руководители договорились о разработке и открытии на своих площадках специальных образовательных программ по развитию личностного потенциала. Все эти университеты являются партнерами Программы БФ Сбербанка «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала, а регионы, где расположены университеты (кроме Санкт-Петербурга и Москвы), уже присоединились к Программе.
Совещание провела председатель ФУМО в сфере высшего образования (УГСН
Справляться с трудностями, выбирать, общаться с другими, работать в команде, достигать цели — вот то, чем должен владеть выпускник школы. А как может этому научить педагог, если сам не обладает развитым эмоциональным интеллектом, креативностью, критическим мышлением? Поэтому программы подготовки студентов в педагогических вузах должны коренным образом измениться: необходимо менять акценты, установки, ценности будущих учителей, — отметила она.
В совещании также приняли участие Президент Российской академии образования, декан Факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор психологических наук, профессор Юрий Зинченко и исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Петр Положевец.
В совещании приняли участие
- Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
- Московский городской педагогический университет
- Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
- Сургутский государственный педагогический университет
- Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
В рамках совещания ректоры университетов выступили с целым рядом предложений и инициатив как основы для взаимодействия консорциума, с опорой на разработки Программы по развитию личностного потенциала БФ «Вклад в будущее».
Елена Казакова отметила, что каждый из присутствующих вузов — cильная точка влияния в регионе, которая определяет кадровую политику, требования к качеству, а во многом — и образовательную политику региона
Стороны договорились о дальнейших направлениях по реализации совместного проекта, в числе которых повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, интеграция в программы подготовки студентов модулей и курсов по теме развития личностного потенциала, апробация линейки методических и учебных материалов. Методической основой программ для переподготовки преподавателей и обучения студентов выступят учебно-методические материалы БФ «Вклад в будущее» по социально-эмоциональному развитию и развитию личностного потенциала детей, а также уже разработанные при поддержке фонда программы повышения квалификации педагогических кадров.
Вузы выразили готовность и заинтересованность принять участие в апробации учебных и методических материалов фонда, а также заявили о планах по запуску учебных курсов по социально-эмоциональному развитию, развитию личностного потенциала и навыков XXI века, в том числе сетевой магистратуры. В связи с этим ректор МГПУ Игорь Реморенко предложил уже летом текущего года провести совместную online-конференцию разработчиков этих образовательных программ для преподавателей и студентов, чтобы обсудить ключевые темы, связанные с реализацией этих программ, в том числе в дистанционном формате. Также Игорь Реморенко предложил студентам вузов-участников совещания принять участие в конкурсе разработок цифрового контента для начальной школы, который запустил МГПУ на своем сайте.
Уже всем очевидна необходимость переосмысления миссии школы в обществе и системы образования в целом. На смену культу предметных знаний, типовых образовательных программ, пониманию человека как средства и капитала должны прийти разнообразие деятельности, вариативность смыслов, персонализация. Фундаментальной ценностью в системе образования должна стать личность ребенка: разная, самобытная, самоопределяющаяся. Именно эту идеологию мы заложили в Программу по развитию личностного потенциала. Мы рады, что результаты нашей работы находят все более широкий отклик. Сейчас мы активно работаем над переподготовкой педагогов, работающих в образовательных организациях. Теперь к программе фонда готовы подключиться и педагогические университеты. Таким образом, молодые педагоги, приходя в школы и детские сады, уже будут обладать необходимыми знаниями и компетенциями для работы в новых условиях и в новой ценностно-смысловой парадигме, — отметил, подводя итоги встречи, Пётр Положевец.