28 октября 2021 года в ФИРО РАНХиГС состоялась Международная научно-практическая конференция «Педагогическая поддержка — стратегия безопасности пространства детства», которая является продолжением серии мероприятий в рамках проблематики социальной инклюзии и самореализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сфере дополнительного образования в период 2018—2020 гг.
В Конференции приняли участие 347 участников из 61 региона Российской Федерации и 8 стран ближнего и дальнего зарубежья: Германии, Италии, Марокко, Республика Беларусь, Республика Армения, Латвийская Республика, Республика Казахстан, Луганская народная республика.
Смысловым ориентиром в обсуждении содержания темы на Конференции стали изменения условий взросления детей и подростков с особенностями развития и социализации, происходящие в обществе, которые выступают своеобразным вызовом современности, прежде всего, для педагогического сопровождения таких детей в образовательном процессе и во внеурочной время. Социальные потрясения и динамика трансформаций в жизни семей с особыми детьми ставят перед обществом и системой образования задачу оценки готовности педагогов к эффективному сопровождению детей уязвимых категорий.
Участники конференции обсудили теоретические и практические подходы к формированию безопасного пространства детства, где особое значение имеет подготовка и профессиональная поддержка педагогов, ориентированных на работу с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, обеспечивающих воспитание, позитивную социализацию и самореализацию детей в условиях современных социальных преобразований.
Ключевым понятием в теме Конференции стала Педагогическая поддержка.
В работе Конференции рассматривались основные вопросы:
· особенности взросления, воспитания и социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в контексте современных междисциплинарных исследований;
· вызовы времени и требования к профессиональному мастерству педагога, ориентированного на работу с детьми с особенностями развития и социализации;
· специфика профессиональной деятельности в работе с разными категориями детей и подростков;
· традиции и новации в теории и практике воспитания уязвимых категорий детей;
· профессиональная поддержка педагога по овладению эффективными методами, технологиями и формами работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
· ресурсы медиа технологий и интернет-пространства в решении задач по поддержке педагогов, ориентированных на работу с детьми с особенностями развития и социализации;
· система партнерских отношений и межведомственного взаимодействия в поддержку педагога, работающего с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Журавлева Жанна Игоревна, доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры логопедии института специального образования и психологии приняла участие в конференции с докладом «Методические компетенции педагога дополнительного образования: современные вызовы инклюзивной практики». В своем докладе она говорила о возможностях дополнительного образования и роли педагога дополнительного образования в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Она раскрыла значение и необходимость повышения методических компетенций педагога дополнительного образования, работающего с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях. В контексте антропологии и гуманизма, междисциплинарности исследовательских позиций в части подготовки современного педагога к решению задач сопровождения детей и подростков с особенностями развития в инклюзивном пространстве, их социализации важно оказывать поддержку как детей, так и педагогов.