Top.Mail.Ru

«Открывашка»: что читают дети в России и в мире?

26 сентября 2021 года Екатерина Асонова, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, стала гостем передачи «Открывашка» на радиостанции «Эхо Москвы». Тема обсуждения — «О чем пишет современная детская литература в разных странах и что читают дети во всем мире?»

Когда мы говорим о современной детской литературе, что имеется в виду? Это литература последнего десятилетия, последнего года?

Тут нет жестких правил. Современной литературой считается написанное в пределах последних пяти — семи лет. С другой стороны, дети рождаются, и для них все новое и для родителей тоже. С точки же зрения исследователя, современная литература — та, что откликается на современность.

Детская литература — с какого возраста по какой? Когда мы перестаем считать книгу детской?

Для кого-то «детская литература» — это фэнтези, при том что его с удовольствием читают и взрослые. Для кого-то — роман «Три мушкетера», который никак нельзя считать детским контентом ни по происхождению, ни по тематике, но читается он именно в детском возрасте. А для кого-то — это литература, которая одним взрослым адресована другому взрослому для коммуникации с ребенком, то есть, для решения каких-то довольно внятных проблем: как организовать контакт, как объяснять.

О чем сегодня пишут в детских книгах, есть ли в детской литературе какие-то тенденции?

В России сейчас активно переиздают то, к чему привыкли мы сами. Переиздают красиво и масштабно буквально все. Если же обратиться к опыту Всемирного конгресса Международного совета по детской книге, то там «ловят» немножко другие вещи. В детской литературе стараются уловить изменения в отношениях поколений и чутко на них среагировать. Поймать, что волнует сейчас современную маму — такую продвинутую, активную. И современного папу. Есть отдельная тема про общение с бабушками и дедушками.

Все эти герои всегда были, но детская литература старается говорить на том языке, на котором говорят современные родители. Дело не в том, что папа появился или пропал, а в том, что там папа ровно такой, какой он сейчас есть, и мама такая, какая она есть, — работающая сверх меры, но желающая сохранять отношения с ребенком.

Кстати, тесный контакт взрослого и ребенка — это то новое, что мы сейчас отмечаем и в обществе, и в детских книжках. Бережное, трепетное отношение, стремление понять друг друга.

Кроме того, в литературе появился новый герой — младший подросток, который еще пока не читает то, что читают старшие подростки, Сэлинджера, Хемингуэя, зарубежную классику ХХ века. В общем даже классика XIX века старшими подростками вполне читаема. А подросток 11−12 лет — это такой новый интересный адресат и герой.

Есть совершенно потрясшие всех и ставшие на Конгрессе мейнстримом «молчаливые» книги, книги без слов, визуальная литература. Не важно, на каком языке она издана, потому что она говорит на языке художника.

Как отражаются в детской книге религия, взаимоотношения очень пожилых и уже выпадающих из социума людей и детей — все это темы книжек без слов. Даже в книги для самых маленьких, рассчитанные на очень ранний возраст, проникает совсем непростой социальный контекст.

Мы говорим о «молчащих» книгах. Мы включаем в них то, что принято называть комиксами?

Я включаю. Мне кажется, что это пограничный вид искусства, и он имеет право на то, чтобы педагог к нему внимательно относился, чтобы родитель понимал, зачем это нужно. Как в советский период сказка совершенно свободно жила в мультике и в книжке, точно так же привычный литературный сюжет разворачивается и в текстах вербально, и в других пространствах, будь то кадры комиксов или графический роман.

Популярно опасение, что ребенок «привыкнет читать картинки с подписями и всю жизнь будет так читать».

Это означает, что вырастет человек с очень богатым своим собственным рецептивным нарративом. Когда мы читаем комикс, мы сами выстраиваем текст. Требуется мощное воображение и интеллектуальное усилие, чтобы из множества маленьких деталей собрать общую картину. Нужно в это погрузиться, пожить немножко за героев. Культура комиксов в России благодаря богатой истории карикатуры легла на благодатную почву. В комиксы пришли люди из мультипликации, из карикатуры. Мы сохраняем свою способность сделать буквально все шедеврами русской литературы.

Не притупляет ли воображение экранизация книг?

Давайте сравним все возможные экранизации «Войны и мира», и мы увидим, как они заставляют войти в диалог, а иногда и в возмущенную дискуссию с автором фильма.

Все зависит от того, из какого контекста вы смотрите. Это именно ваш контекст, а не тот, который вам предлагает автор. Кино дает нам крылья, нажимает на кнопочки наших эмоций. Там все сложнее, чем в тексте.

Еще есть совсем другие, познавательные книги — по разным наукам, разным странам, для разного возраста.

Написание познавательной книги для ребенка — это всегда мощное дидактическое усилие: как рассказывать, через что? Как снизить пафос, если это сложная тема? Как сделать историю занятной? Екатерина Каширская, издатель серии «Пешком в историю», говорит, что задача исторической книжки — создать занятный, привлекательный флер. Чтобы ребенок, когда лет через пять он снова встретится с этими словами — «мумия», «Средневековье», — знал: «Это здорово, они все мои родные, я с ними играл, я их присвоил, они не страшные».

Вторая задача познавательных книг — предложить ребенку: «Не бойся исследовать сам». Практически все эти книжки показывают: бери факты, обрабатывай, превращай их в арт-объект. Это и учителю помощь, такое приглашение к исследованию…

Запись эфира доступна по ссылке.


Персоны



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»