Top.Mail.Ru

Открытый мир: объединяем усилия

1 и 2 ноября в г. Пермь состоялась VII Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Открытый мир: объединяем усилия». Конференция проходила в рамках Всероссийского педагогического форума «Пермь. Точка сборки: новое качество подготовки педагогических кадров».

Цель конференции — создание пространства открытых научных дискуссий для обсуждения актуальных проблем профессиональной деятельности педагогов и подготовки кадров для современного образования, вопросов наставничества.

На конференции состоялось обсуждение современных подходов, требований, контекстов профессиональной деятельности педагога и наставника, научных достижений, образовательных результатов и практической деятельности ученых, преподавателей, специалистов-практиков, представителей образовательных организаций, организаций дополнительного образования, Ресурсных центров и опорных площадок (школ), дошкольных учреждений по сопровождению обучающихся с ОВЗ, в том числе находящихся на длительном лечении, некоммерческих общественных организаций, магистрантов, аспирантов.

Тематические направления конференции:

  1. Портрет современного педагога и наставника
  2. Наставничество в образовании: традиции и инновации
  3. Исторические контексты подготовки педагогов
  4. Ценности современного педагога
  5. Деятельность педагогов и наставников в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья: традиции, инновации, ценности
  6. Современные технологии в деятельности педагога и наставника
  7. Психологические аспекты профессиональной деятельности педагогов и наставников
  8. Социальные и психолого-педагогические практики в современном образовании
  9. Проблемы сетевого, межведомственного и междисциплинарного взаимодействия в образовании
  10. Социальное партнерство как ресурс профессионального развития педагогов.

На пленарном заседании с докладом «В.И. Лубовский — ученый и наставник (к 100-летию со дня рождения)» выступила доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры специальной психологии и психолого-социальных технологий Института специального образования и психологии Тамара Богданова. Талант ученого-теоретика, блестящее мастерство экспериментатора, незаурядные организаторские способности сделали Владимира Ивановича Лубовского общепризнанным главой научной школы по специальной психологии нашей страны. Т.Г. Богданова отметила, что В.И. Лубовский на протяжении всей своей научно-педагогической деятельности развивал идеи Л.С. Выготского, его культурно-историческую концепцию, положения теории компенсации нарушенного развития, и взгляды своего учителя — А.Р. Лурия, ближайшего ученика и соратника Л.С. Выготского. Так появились две важнейшие работы — «Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей» (1971) и «Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии» (1978). Каждый из психологов, работающих в области специального и инклюзивного образования, читал, изучал и цитировал ставшую классической статью В.И. Лубовского об общих и специфических закономерностях. На этом основании была предложена уникальная трактовка понятия «особые образовательные потребности», проведен анализ их компонентного состава, обозначены некоторые группы образовательных потребностей.

В докладе отмечено, что большое значение для подготовки кадров для системы специального и инклюзивного образования имеет одна из фундаментальных работ В.И. Лубовского — вышедший под его редакцией учебник «Специальная психология» для студентов дефектологических факультетов педагогических учебных заведений, в котором специальная психология представлена как самостоятельная и целостная область психологической науки. От издания к изданию учебник совершенствовался, претерпевал изменения, в него добавлялись новые главы, позволявшие полнее охарактеризовать все категории нарушенного развития. В соответствии с этим к написанию глав были привлечены новые авторы, представлявшие следующие поколения ученых, для которых В.И. Лубовский был и учителем, и наставником — доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией инклюзивного обучения ИСОП И.Ю. Левченко, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и психолого-социальных технологий ИСОП С.М. Валявко.

Трудно переоценить заслуги В.И. Лубовского в изучении такой категории детей с отклонениями в развитии как дети с задержкой психического развития (ЗПР). В 70−80-х годах прошлого столетия в рамках социального заказа началось изучение причин и поиск путей преодоления школьной неуспеваемости. Под его руководством ученики и сотрудники провели много разносторонних и плодотворных исследований психологических особенностей детей данной категории.

Одним из первых отечественных ученых-дефектологов В.И. Лубовский уже в 80-е годы двадцатого века высказал реалистичный и взвешенный взгляд на проблемы интегрированного и инклюзивного обучения, в том числе — возможности его реализации в нашей стране. Он не только предостерегал от увлечения скоропалительным и бездумным переводом детей с особыми образовательными потребностями в массовую школу, отметив, что это серьезный, требующий подготовки и дорогостоящий процесс, но и высказался о необходимости предварительного научного изучения и последующего обоснования рекомендаций целесообразности включения тех или иных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья в массовую систему образования. Важнейшим же условием его реализации является создание необходимой специальной образовательной среды применительно к каждой категории детей с особыми образовательными потребностями.

В конце доклада Т.Г.Богданова отметила, что наставничество — это путь к саморазвитию, поскольку когда вы помогаете другому, вы сами растете и развиваетесь. Это дает понимание собственной ценности и помогает стать лучше. Наставник — это не просто роль или статус. Это миссия, которую выполняют избранные. В.И. Лубовский эту миссию выполнил.



Преподаватели ИПКР на Всероссийском чемпионате сочинений «Своими словами»


14 января 2025 г.


Преподаватели МГПУ приняли участие в качестве жюри в юбилейном V Всероссийском чемпионате сочинений «Своими словами»: на протяжении месяца эксперты оценивали работы финалистов

Студент ИИЯ получил рекомендацию от французского сценариста и иллюстратора


14 января 2025 г.


Студент 4 курса Алексей Лазуткин получил рекомендательное письмо для поступления в магистратуру от французского сценариста и иллюстратора манги