1 и 2 ноября в г. Пермь состоялась VII Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Открытый мир: объединяем усилия». Конференция проходила в рамках Всероссийского педагогического форума «Пермь. Точка сборки: новое качество подготовки педагогических кадров».
Цель конференции — создание пространства открытых научных дискуссий для обсуждения актуальных проблем профессиональной деятельности педагогов и подготовки кадров для современного образования, вопросов наставничества.
На конференции состоялось обсуждение современных подходов, требований, контекстов профессиональной деятельности педагога и наставника, научных достижений, образовательных результатов и практической деятельности ученых, преподавателей, специалистов-практиков, представителей образовательных организаций, организаций дополнительного образования, Ресурсных центров и опорных площадок (школ), дошкольных учреждений по сопровождению обучающихся с ОВЗ, в том числе находящихся на длительном лечении, некоммерческих общественных организаций, магистрантов, аспирантов.
Тематические направления конференции:
- Портрет современного педагога и наставника
- Наставничество в образовании: традиции и инновации
- Исторические контексты подготовки педагогов
- Ценности современного педагога
- Деятельность педагогов и наставников в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья: традиции, инновации, ценности
- Современные технологии в деятельности педагога и наставника
- Психологические аспекты профессиональной деятельности педагогов и наставников
- Социальные и психолого-педагогические практики в современном образовании
- Проблемы сетевого, межведомственного и междисциплинарного взаимодействия в образовании
- Социальное партнерство как ресурс профессионального развития педагогов.
На пленарном заседании с докладом «В.И. Лубовский — ученый и наставник (к 100-летию со дня рождения)» выступила доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры специальной психологии и психолого-социальных технологий Института специального образования и психологии Тамара Богданова. Талант ученого-теоретика, блестящее мастерство экспериментатора, незаурядные организаторские способности сделали Владимира Ивановича Лубовского общепризнанным главой научной школы по специальной психологии нашей страны. Т.Г. Богданова отметила, что В.И. Лубовский на протяжении всей своей научно-педагогической деятельности развивал идеи Л.С. Выготского, его культурно-историческую концепцию, положения теории компенсации нарушенного развития, и взгляды своего учителя — А.Р. Лурия, ближайшего ученика и соратника Л.С. Выготского. Так появились две важнейшие работы — «Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей» (1971) и «Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии» (1978). Каждый из психологов, работающих в области специального и инклюзивного образования, читал, изучал и цитировал ставшую классической статью В.И. Лубовского об общих и специфических закономерностях. На этом основании была предложена уникальная трактовка понятия «особые образовательные потребности», проведен анализ их компонентного состава, обозначены некоторые группы образовательных потребностей.
В докладе отмечено, что большое значение для подготовки кадров для системы специального и инклюзивного образования имеет одна из фундаментальных работ В.И. Лубовского — вышедший под его редакцией учебник «Специальная психология» для студентов дефектологических факультетов педагогических учебных заведений, в котором специальная психология представлена как самостоятельная и целостная область психологической науки. От издания к изданию учебник совершенствовался, претерпевал изменения, в него добавлялись новые главы, позволявшие полнее охарактеризовать все категории нарушенного развития. В соответствии с этим к написанию глав были привлечены новые авторы, представлявшие следующие поколения ученых, для которых В.И. Лубовский был и учителем, и наставником — доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией инклюзивного обучения ИСОП И.Ю. Левченко, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и психолого-социальных технологий ИСОП С.М. Валявко.
Трудно переоценить заслуги В.И. Лубовского в изучении такой категории детей с отклонениями в развитии как дети с задержкой психического развития (ЗПР). В 70−80-х годах прошлого столетия в рамках социального заказа началось изучение причин и поиск путей преодоления школьной неуспеваемости. Под его руководством ученики и сотрудники провели много разносторонних и плодотворных исследований психологических особенностей детей данной категории.
Одним из первых отечественных ученых-дефектологов В.И. Лубовский уже в 80-е годы двадцатого века высказал реалистичный и взвешенный взгляд на проблемы интегрированного и инклюзивного обучения, в том числе — возможности его реализации в нашей стране. Он не только предостерегал от увлечения скоропалительным и бездумным переводом детей с особыми образовательными потребностями в массовую школу, отметив, что это серьезный, требующий подготовки и дорогостоящий процесс, но и высказался о необходимости предварительного научного изучения и последующего обоснования рекомендаций целесообразности включения тех или иных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья в массовую систему образования. Важнейшим же условием его реализации является создание необходимой специальной образовательной среды применительно к каждой категории детей с особыми образовательными потребностями.
В конце доклада Т.Г.Богданова отметила, что наставничество — это путь к саморазвитию, поскольку когда вы помогаете другому, вы сами растете и развиваетесь. Это дает понимание собственной ценности и помогает стать лучше. Наставник — это не просто роль или статус. Это миссия, которую выполняют избранные. В.И. Лубовский эту миссию выполнил.