Совсем скоро для студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», начнется отборочный этап Всероссийской студенческой олимпиады «Я — профессионал». Готовиться можно по-разному: часами корпеть над учебниками и методичками или по списку выполнять самые известные студенческие приметы по привлечению удачи. А можно просто посмотреть видеоролик, в котором сотрудники Института системных проектов МГПУ делятся секретами успешной подготовки к олимпиаде, дают полезные рекомендации и рассказывают о специфике оценивания.
Подготовка к испытаниям будет нелегкой, но Евгений Крашенинников, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка, уверен: цель оправдывает средства.
Какой интерес представляет олимпиада для её участников? Начну с формальных преимуществ: финалисты конкурса получают возможность стажировки в крупнейших предприятиях нашей страны, отличный шанс поступления в лучшие магистратуры и довольно высокие материальные премии. Но это все-таки формальности, а главные результаты, ради которых стоит участвовать в олимпиаде, заключаются в следующем. Во-первых, это общение. Общение с такими же энергичными, мотивированными и амбициозными молодыми людьми, как вы. Погружение в эту атмосферу всегда является огромным стимулом для вашего развития. Во-вторых, это пробы. Олимпиада даёт вам возможность попробовать себя в главной педагогической деятельности: решении задач в новых для себя условиях
Евгений Евгеньевич также дал несколько ценных советов участникам олимпиады:
Когда меня спрашивают, как готовиться к олимпиаде, я рекомендую прочитать книгу Макаренко «Педагогическая поэма». Это книга, в которой на протяжении полутысячи страниц, описано, как педагог думает. В ней показан настоящий учитель: все время размышляющий, все время думающий, все время подвергающий сомнению и анализу свои действия. Умение думать поможет вам и при решении последнего, самого непростого, типа заданий заочного этапа: вам будет дана педагогическая ситуация, в которой нужно будет сделать неочевидный выбор. Очень важно правильно понять ситуацию: прочитать не отдельные слова, а увидеть весь вопрос. Это задание погружает вас в реальную ситуацию, развивает мышление. И даже если вы не победите, вы получите колоссальный опыт
Татьяна Щербакова, старший научный сотрудник лаборатории профессионального развития в образовании Института системных проектов МГПУ, подробно рассказала, чего ждать от очного этапа:
Вам будет необходимо придумать и провести показ модульного учебного занятия. У него есть совершенно чёткие временные и качественные критерии, но вы вольны сами выбрать тему. Важно чётко продумать свою заявку: вы должны определить свою целевую аудиторию, количество учеников, задачи и цели, которые вы преследуете, а также результат, к которому вы хотите прийти. Критерии оценки разбиты на три группы: когнитивные, социальные и функциональные. Все они надпредметные и касаются тех компетенций, которыми должен владеть педагог. Посмотрите на экран: они перед вами.
Не упустить важные моменты при подготовке к олимпиаде «Я — профессионал» по направлению «Педагогическое образование (основное)» поможет видеоконсультация экспертов Института системных проектов.
На сайте олимпиады по педагогическим наукам можно также посмотреть видеоконсультацию по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» от Надии Тюриной, заместителя заведующего кафедрой психолого-педагогических основ специального образования по научной работе Института специального образования и комплексной реабилитации.Приступить к решению заданий отборочного этапа по направлению «Педагогическое образование (основное)» можно будет один раз. У вас будет 2 часа на выполнение заданий:
- 25 ноября с 9:00 по 12:30;
- 30 ноября с 10:00 по 13:30;
- 6 декабря с 11:00 по 14:30.
Отборочный этап по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» пройдет по тем же правилам в следующие дни:
- 26 ноября с 13:00 по 16:30;
- 4 декабря с 12:00 по 15:30;
- 7 декабря с 9:00 по 12:30.
Желаем успехов!