17−18 ноября 2021 года прошла международная научно-практическая конференции «От научных исследований к образовательной политике». Организаторы мероприятия — Минпросвещения России и Академия Минпросвещения России.
В первый день работы конференции с 12:00 до 13:00 была открыта дискуссионная площадка «Педагогические исследования на основе больших данных». Модератором дискуссии выступила Елена Петряева, директор центра аналитических исследований и моделирования в образовании НИИ УГО МГПУ.
В рамках дискуссии спикеры обсудили следующие темы:
- Как меняются в научные педагогические исследования под воздействием интенсивных данных?
- В чем заключается результативность педагогических исследований на основе данных и как ее можно повышать?
- В каком случае результаты педагогических исследований на основе данных можно считать достоверными?
- Могут ли быть доступны широкому кругу исследователей большие образовательные данные?
Ключевыми докладами дискуссионной площадки стали:
- «Большие данные для педагогических исследований: возможности и ограничения» (Светлана Вачкова, директор НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ);
- «Плотность городской застройки и расчет коэффициента доступности качественного образования. Кейс „Оценка районов Москвы по степени доступности качественного образования и разнообразию объектов“» (Елизавета Мартынова, генеральный директор Trend HunterРоссия, Андрей Шинкаренко, исполнительный директор ООО «Метрикс», Елена Нехорошева, заведующая лабораторией городского благополучия и здоровья НИИ УГО МГПУ);
- «Использование модели прогресса и рекомендательных систем для ускорения освоения навыков» (Михаил Свердлов, директор по бизнес-развитию, ex-директор по контенту Skyeng);
- «Интеллектуальный анализ текстов в образовании: как изучать текстовые данные и что из этого может получиться» (Роман Куприянов, зам. нач. упр. информационных технологий, младший научный сотрудник центра аналитических исследований и моделирования в образовании НИИ УГО МГПУ);
- «Прогнозирование образовательных результатов по цифровому следу обучающихся» (Борис Ярмахов, доцент департамента информатизации образования, научный руководитель Центра анализа данных ИЦО МГПУ).
Запись трансляции доступна по ссылке (тайм-код: 2:59:30).
В программу первого и второго дней конференции были включены пленарные заседания и ряд экспертных сессий: «Профессиональная подготовка учителя в зеркале образовательной политики», «Методики преподавания в условиях смешанного обучения», «Исследования современного воспитания», «Общее образование: логика перемен», «Цифровая трансформация образования», «Интеграция педагогических вузов в региональные образовательные пространства», «Личность в образовании», «Непрерывное образование педагогов».
Также 18 ноября состоялся круглый стол «Подготовка молодых исследователей в сфере педагогической науки: проблемы и перспективы» и несколько обсуждений на дискуссионных площадках. Их темы: «Педагогические исследования на основе больших данных» и «Модели непрерывного образования педагогов: в поиске новых решений» (организатором последней стал ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»).
Программу продолжил ряд дискуссий за круглым столом по темам: «Какие научные исследования нужны современному образованию?» и «Современные научные педагогические исследования в сфере педагогической науки: тенденции и перспективы».
Участникам мероприятия был предложен аналитический обзор «Интернет-коммуникации как инструмент позиционирования научных исследований и образовательных программ педагогических университетов», а на официальном сайте мероприятия представлены стендовые доклады по теме конференции.