20 мая 2021 года завершились курсы повышения квалификации для педагогов «Обеспечение преемственности условий для развития инициативности дошкольников и учебной самостоятельности младших школьников». Программу курсов разработали и провели сотрудники лаборатории развития ребенка и лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ. Курсы стали частью научно-исследовательской работы по разработке и апробации модели преемственности дошкольного и начального общего образования.
Желаемой преемственности, по мнению авторов исследования, можно добиться, если создать детям дошкольного возраста условия для развития инициативности, а ученикам начальной школы — помочь обрести учебную самостоятельность. С основой практической работы, основанной на подобном подходе, и познакомились слушатели курсов.
Участники программы:
- разбирали понятия «детская инициатива» и «учебная самостоятельность»;
- рассматривали, как проявляют себя два важных детских навыка: инициативность — у дошкольников, учебная самостоятельность — у младших школьников;
- обсуждали вопросы преемственности условий для развития этих навыков.
В рамках курса преподаватели организовывали онлайн-дискуссии между воспитателями детского сада и учителями школы. Во время обсуждения педагогам обеих ступеней удалось выделить общие проблемы и наметить пути их возможного совместного решения.
На дистанционных занятиях учителя и воспитатели работали отдельно, решая специфические для данного уровня образования задачи. При этом общую цель — обеспечить преемственность — не выпускал из поля зрения ни один из них.
Также на занятиях слушатели в сопровождении преподавателей:
- анализировали видеофрагменты занятий в детском саду и школе;
- выделяли принципиальные различия между традиционным и деятельностным подходом к обучению;
- знакомились с инструментами педагогического наблюдения и учились применять их на практике.
В следующем году планируется продолжить сопровождение команд государственных бюджетных общеобразовательных учреждений города Москвы «Образовательный центр „Протон“», «Школа № 1103 имени Героя Российской Федерации А. В. Соломатина», «Школа № 1450 „Олимп“», «Школа № 1560 „Лидер“», «Школа № 1561», «Школа № 1593» в реализации задуманных ими проектов, а также долгосрочное отслеживание результатов работы.