Top.Mail.Ru

Особенность, а не изъян: что нужно знать педагогам, обучающим леворуких детей

Левой рукой предпочитают пользоваться примерно 20−25% детей в России, и эта цифра с каждым годом увеличивается. Тем не менее все еще бытует мнение, что левшество не вариант нормы, а болезнь или нежелательное отклонение.

Как работают с леворукими детьми в современных школах

В России учителя понимают, что леворуким детям приходится чаще испытывать дискомфорт. В обстановке, где каждая мелочь приспособлена для правшей, дополнительным источником стресса (декстрастресса) может стать даже дверная ручка. Однако в педагогических учебных заведениях будущим учителям не преподают современные и актуальные знания о леворукости и особенностях работы с леворукими детьми: учебные планы этого не предусматривают. Поэтому в некоторых школах до сих пор практикуют переучивание, которое может привести к серьезным нарушениям в деятельности мозга, повышенной утомляемости, спадам работоспособности и истощению нервной системы детей.

Преподаватель Московского городского педагогического университета Екатерина Хорошавина комментирует:

К сожалению, все еще бытует ошибочное мнение, что леворукость не индивидуальный вариант нормы, а нарушение развития. Эта точка зрения связана с культурно-историческими предрассудками. Во многих языках само слово «левый» — синоним неловкого, неуклюжего, неискреннего человека и имеет негативную характеристику. В нашей стране долгое время считалось обязательным переучивать левшей.

В последнее время отношение к этой проблеме меняется. Приходит понимание: не стоит ломать ребенка, его биологическую основу и переучивать с левой руки на правую. К работе с такими детьми педагогам необходимо применять особый подход.

Важно правильно посадить ребенка, проследить за положением тетради и тем, как он держит ручку. Для учебы и в целом развития леворуких детей сейчас можно купить специальные канцтовары: ручки с быстросохнущими чернилами, карандаши, ножницы, линейки, наконечники и многое другое.

Не стоит забывать и о работе по содружественному развитию обеих рук. Помогут игры с мячом, лепка, конструктор, пальчиковые игры. Это не переучивание: ребенок пишет левой рукой, а в игровой деятельности может свободно действовать обеими.

Почему нельзя ориентироваться на стереотипы о левшах

Согласно последним исследованиям, мифы, стереотипы, ложные убеждения и недостаток знаний могут отрицательно сказаться на работе педагога. Учителя, которые в своей практике опираются на ошибочные представления, используют некорректные и неэффективные методы обучения — а это, в свою очередь, может поставить под удар здоровье ученика — как психическое, так и физическое.

Екатерина Хорошавина уточняет Forbes Education:

Существует миф, что леворукие все талантливы. Действительно, мы знаем множество примеров: Альберт Эйнштейн, Владимир Даль, Лев Толстой, Леонардо да Винчи, Майя Плисецкая, Сергей Рахманинов, Чарли Чаплин. Но есть много выдающихся личностей и среди правшей. Все зависит от ребенка, его индивидуальных особенностей, среды, семьи и, безусловно, педагогов, которые могут создавать благоприятные условия для гармоничного развития и раскрытия таланта.

Как выявить леворукость у ребенка

Педагогу и родителям важно правильно определить ведущую руку ребенка еще до школы или в первые дни учебы, чтобы избежать многих проблем в обучении. Нужно обращать внимание на то, какой рукой ребенок осуществляет графические действия и какой рукой он выполняет их наиболее успешно. Например, ведущей рукой в бытовых действиях может быть левая, а при письме — правая.

Чтобы сформировать гипотезу о «рукости» ребенка, следует наблюдать за его поведением. Почти любая повседневная двигательная активность требует участия обеих рук, каждая из которых выполняет особую функцию. Как правило, ведущая рука осуществляет активное движение, другая же удерживает объект, по отношению к которому совершается действие.

Екатерина Хорошавина о выявление леворукости:

Диагностировать леворукость стоит еще в возрасте 4−5 лет, когда начинает формироваться предпочтение конкретной руки. Используется целый комплекс методик — тестов, опросников.

Например, ребенка просят выполнить простое задание: открыть коробку, достать предмет, построить башню из кубиков, развязать узлы на веревке. На столе не должно быть ничего лишнего, а предлагаемая игра должна лежать напротив ребенка, посередине стола. Важно определить, какая рука выполняет наиболее активные действия. Можно попросить ребенка, например, вырезать фигуру ножницами из бумаги — и он будет резать ее правой рукой, но эта рука будет всего лишь открывать и закрывать ножницы, а левая — поворачивать фигурку, помогать, подстраиваться, то есть все основные функции будут на левой.

Некоторые педагоги называют леворукость причиной дисграфии и дислексии или утверждают, что левшам требуется больше времени на осмысление вопроса и решение задач. Фактически же эти расстройства и отклонения не связаны с ведущей рукой и многие левши обладают красивым почерком, хорошо пишут и читают без ошибок. Не стоит забывать, что на развитие ребенка, помимо «рукости», влияет целый ряд факторов: эмоциональная устойчивость, психологический климат в семье и школе, взаимоотношения с родителями и педагогами. Леворукость сама по себе не патология, и особенности развития могут наблюдаться как у леворуких, так и у праворуких детей.

Читатйте полный текст статьи в источнике: Forbes Education

Фото: МГПУ


Персоны



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»