Top.Mail.Ru

Методические рекомендации для директоров школ и работников органов управления образованием «О предупреждении внедрения нетрадиционных религиозных объединений и культов деструктивной направленности в учебные заведения» (Галицкая И. А., Метлик И. В., Соловьев А. Ю. — Директор школы. — 2000. — № 4)


Методические рекомендации для директоров школ и работников органов управления образованием

(Галицкая И. А., Метлик И. В., Соловьев А. Ю. — Директор школы. — 2000. — № 4)

Поворот российского общества от однообразного, регламентированного государством атеизма к утверждению свободы вероисповедания является одним из немногих бесспорных достижений социального развития нашей страны в последнее десятилетие. Тем более важно в этом процессе уметь отделять «пшеницу от плевел», отличать действительное духовное возрождение от искусно создаваемых подделок. Традиционные религиозные конфессии народов России ныне последовательно и успешно восстанавливают свое влияние. Но почти вековое забвение религиозных ценностей не прошло бесследно, духовная культура религии была отброшена на обочину общественного сознания. Поэтому новый интерес к духовности у многих наших соотечественников стал желанной приманкой для множества групп и организаций, чьи лидеры давно научились умело конвертировать этот вечный человеческий интерес в деньги, влияние и власть над людьми.

Русская православная церковь, другие религиозные объединения в нашей стране получили возможности для свободного развития, проповеди, миссионерской деятельности. Наряду с возрождением традиционных религиозных конфессий, тесно связанных с историей и культурой народов России, в последнее десятилетие активно проявили себя и множество нетрадиционных, новых религиозных объединений и культов. Часть их возникла в нашей стране, но большинство — зарубежного происхождения. Это, например: Ананда Марга, объединения последователей Агни-Йоги, Аум Синрике, Белое Братство, Богородичный Центр, Брахма Кумарис, Дети Бога (Семья Любви Берга), культ Ошо (Раджниш), Новый Акрополь, Общество Сознания Кришны, Рейки, Сатори, Сахаджа Йога, Свидетели Иеговы, Центр Юнивер, Церковь Объединения Муна, Церковь Свидетеля Ли, Церковь Сайентологии (Дианетика), Церковь Христа (Бостонское движение), Шри Чинмой и др. Многие из них в силу особенностей их вероучения, внутренней организации и деятельности, отношения к культуре, социальным институтам, традиционным религиям, оцениваются как опасные, оказывающие на общество в целом деструктивное (разрушительное) воздействие.

Государство, объявив себя «вне религии», полностью самоустранилось от контроля качества «духовной пищи», свободно распространяемой в стране. Новые религиозные культы устремились на предприятия, в вузы, школы. Им был дан «зеленый свет», предоставлен режим наибольшего благоприятствования. При этом не изучались результаты их деятельности за рубежом, история отношений этих объединений и их лидеров с законом в странах происхождения, серьезно не рассматривались цели и формы практикуемых ими воздействий на людей. Результаты такой «религиозной свободы» не замедлили сказаться. Возникли конфликты в образовательных учреждениях. Родители детей, вовлеченных в секты, забили тревогу. Появилось множество публикаций о трагических и даже криминальных последствиях увлечения «нетрадиционной духовностью».

Ныне проблема проникновения деструктивных религиозных объединений, учений, сект в систему образования остается актуальной. К сожалению, некоторые педагоги переносят свое личное увлечение оккультно-мистическими предметами — астрологией, кабалистикой, экстрасенсорикой и т. п. — в учебный процесс, пытаются формировать у учащихся оккультно-религиозное мировоззрение. Появляются всё новые и новые фантастические программы «оздоровления», «психического совершенствования», «эстетического развития» и т. д. на основе учений новых религиозных культов. Их использование в светских образовательных учреждениях не только нарушает законодательство о религии и школе. Результатом проникновения деструктивных культов становятся конфликты в педагогических коллективах, возникают проблемы в отношениях педагогов с родителями, ставится под угрозу учебный процесс. А главное, — углубляется отрыв детей от ценностей национальной культуры. Разрушению подвергается национальная ментальность, историческое сознание, гражданственность и патриотизм. Дети, вовлекаемые в секты, становятся «своими среди чужих и чужими среди своих», духовно отрываются от семьи, народа, государства, — буквально «выпадают» из общества.

Ниже представлены справочно-информационные и аналитические материалы о деятельности нетрадиционных религиозных объединений деструктивной направленности, предназначенные для сотрудников органов управления образованием, директоров школ, руководителей методических центров.

Директор школы, руководитель образования, методист, учитель, знакомящий детей с основами научных знаний об истории, обществе, сферах его жизни, должны иметь под рукой материал, позволяющий на конкретных примерах показать особенности деструктивных религиозных культов, отличающие их от традиционных религий. В сознании учащихся должна быть четко проведена грань между религиями, созидающими национальную культуру и деструктивными сектами, которые ее, наоборот, разрушают. В современных условиях, когда на пути к истинным духовным ценностям молодой человек встречает столь много препятствий и соблазнов, педагог должен обладать элементарной информацией, которая поможет уберечь ребенка, семью, школу от разрушительных последствий сектантского влияния, быть готовым к тому, чтобы предупредить вовлечение молодежи в деструктивные секты и сохранить наших детей в качестве будущих полноценных, ответственных граждан общества.

I. Признаки деструктивной направленности в деятельности ряда нетрадиционных религиозных объединений и культов

Исследователи религиозного сектантства в нашей стране и за рубежом выделяют ряд признаков, типичных для религиозных объединений и течений деструктивной направленности. Знание этих признаков особенно необходимо работникам образования, чтобы не допускать нарушений законодательства о религии и школе, предупреждать вовлечение учащихся в секты.

Отсутствие устойчивого, ясного вероучения (догматики). В нетрадиционных культах, несмотря на зачастую более жесткие требования к последователям, вероучительные доктрины не обладают той же степенью определенности, четкости, которая характерна для традиционных конфессий. Это обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, для новых религий характерна неразработанность вероучения и культа просто потому, что они новые. Зачастую все их содержание укладывается в одну брошюру или несколько книжек основателя культа, которые, при их внимательном прочтении, оказываются наполнены множеством логических несуразностей, нестыковок, не согласованных между собой положений. Во-вторых, сформировать устойчивую мировоззренческую доктрину оказывается невозможным из-за изначальной противоречивости тех идей, которые были заимствованы от других религий. Религиозные представления, из которых лидер нетрадиционного культа «сшивает» свое учение, зачастую как раз и отличают одну религию от другой. В-третьих, сами руководители сект, как правило, не стремятся к выражению определенной и логически законченной доктрины, оставляя за собой «последнее слово» с тем, чтобы их учение было невозможно отделить от них самих. Делается это с вполне понятной целью — всегда оставаться для последователей «истиной в последней инстанции».

В традиционных религиях сложившееся исторически предание позволяет верующему человеку не замыкаться на толкованиях другого, даже очень авторитетного и высоко стоящего в иерархии данного культа лица. Здесь можно проверять их правильность, сопоставляя с преданием, существующим уже независимо от мнений отдельных частных лиц. Таковы, например, «Символ Веры» в Церкви, догматические определения Вселенских Соборов, которые не могут быть отменены или изменены никаким лицом — ни простым мирянином, ни патриархом. В сектах отсутствие таких вероучительных норм, правил, равных в обязательном исполнении для всех — и простых верующих и руководителей, — создает возможность манипулирования рядовыми членами со стороны лидеров.

Претензии на надконфессиональную истину. Чтобы громко заявить о себе, новая религиозная идея должна начать с проповеди своей исключительности, своего особого призвания, ставящего ее над всеми бывшими прежде верованиями. Все традиционные религии отвергаются как «несостоятельные», «потерявшие истину», «выродившиеся», «искаженные церковниками». При этом наиболее активные нападки совершаются на иерархию традиционных конфессий, поскольку из этой среды привлечь в кого-либо в секту практически невозможно. В ином случае говорится о том, что, в общем-то, другие религии имеют право на существование. Они были когда-то вполне хороши, но теперь, когда возникли новые условия, например, наступила «Эра Водолея» или что-то вроде того, чтобы быть полноценным человеком, пережить грядущую вскоре всемирную катастрофу надо вступить только в нашу группу, усвоить наше учение и т. п.

«Преодоление» всех возникших прежде религий может обосновываться псевдонаучной риторикой (сайентология); особой ролью лидера, который якобы «искупил весь мир» (муниты, рериховцы); идей о необходимости «примирения» якобы непримиримо враждующих религий ради всеобщего мира на Земле (культ Бахаи), примирения, при котором все другие религии должны просто исчезнуть, уступив место новому культу. Сектанты активно спекулируют на эмоции духовного опустошения и разочарования людей в современной цивилизации, политическом или социальном строе. Последнее особенно характерно для деятельности некоторых протестантских миссий и квазирелигиозных сект (муниты, иеговисты) в России. Кроме того, претензии на надконфессиональную истину дают возможность беззастенчиво воровать идеи, символы, представления, культовые элементы традиционных религий и включать их в свою систему. Иногда такая «всерелигиозность» приобретает прямо комические черты, когда заимствуются элементы религиозных культур, противоречащие друг другу. Так, в секте «Дружина Тела Церкви Христовой» на молитвенном собрании последовательно читаются «молитвы Мухаммеда», «молитвы Толстого» и «Гимны Солнцу».

Некритическое лидерство. Основатели и руководители деструктивных сект присваивают себе качества и способности, которые призваны поставить их в особое положение. Они во всеуслышание объявляют, что «спасают мир», «возрождают человечество», осуществляют его «искупление», претерпевая, якобы, ужасные страдания от непонимания их миссии со стороны других людей.

Лидер Церкви Объединения Мун утверждает сам о себе: «…в течение последних 50 лет преподобный Мун подвергался гонениям и нападкам во всем мире», «Благодаря Преподобному Муну коммунизм потерпел крах», «Кроме преподобного Муна не существует человека, способного спасти Америку», «Все, что предсказывал преподобный Мун, осуществилось», «Несмотря на всемирные преследования, направленные на мое уничтожение, я жив и твердо стою на вершине мира».

Формируется легендарная биография лидера, входящая в систему верований культа. Типичный пример — история жизни Рона Хаббарда, основателя Церкви Сайентологии (Дианетика). Лондонский Верховный суд в 1984 г. зафиксировал, что Хаббард «для рекламы своей секты и себя лично» распространял ложные сведения. В частности, о наличии у него множества наград за героизм в войне, в том числе медали «Пурпурное сердце», о том, что он, якобы, командовал корветом, был ранен, искалечен, потерял зрение и исцелил сам себя с помощью изобретенной им дианетики, получил специальность физика-ядерщика и по заданию военно-морской разведки разоблачил секту черных магов и сатанистов в Калифорнии. Суд установил, что всего этого — «не было». А в отношении «борьбы» сайентолога № 1 с сатанизмом: «Он сам был членом этой секты и активно занимался магическими сексуальными ритуалами». Список присвоенных себе Р. Хаббардом заслуг заключал вывод судьи: «Г-н Хаббард является типичным шарлатаном».

Мария Цвигун (Белое Братство), Сан Мьен Мун (Церковь Объединения), Вениамин Яковлевич Береславский (Богородичный Центр), Иосиф Смит (мормоны), Рон Хаббард (Сайентология), Сергей Анатольевич Тороп (секта Виссариона), Секо Асахара (АУМ Синрике), Чейз Рассел (Свидетели Иеговы), Иван Гавриленко (Юнивер) — эти люди, сделавшие религию своей профессией, превращаются в кумиров, идолов, богов для тысяч последователей уже здесь, в нашей жизни. Во всеуслышание объявить себя всезнающим пророком или богом — это значит поставить своих последователей перед выбором: или вы во всём, даже мелочах, подчиняетесь мне, или вы — богоборцы, восстаете против бога и потому будете неминуемо наказаны.

Системы нереалистичных, абсурдных, унизительных или опасных требований к адептам. Эти требования, входящие в вероучение сект или вытекающие из него, сами по себе, как показывает практика, не представляют для лидеров сект какой-то ценности и не являются неотъемлемым элементом культа. Они лишь используются в качестве инструмента «сколачивания» сектантской организации и удержания людей в ней. Это делается для того, чтобы психологически объединить людей в трудностях, создать крепко спаянный коллектив, искусственно отделить их от остального общества, сформировать у них сознание своей «особости» и превосходства. Абсурдные или унизительные требования к адептам культа призваны также психологически сломить их, привязать к секте. Если человек идет на поводу, унижает свое достоинство, его легче потом контролировать и эксплуатировать.

Из требований в «Церкви Объединения» С. Муна в отношении почитания юных отпрысков «преподобного»: «Когда Истинные Дети входят в комнату, мы должны поклониться им до земли… члены церкви весело приветствуют их, как своих друзей. А они нам не друзья. Они чисты, а мы — нет. Мы должны раскаиваться и сокрушаться перед лицом Истинных Детей. Это будет правильное отношение… Мы должны иметь постоянное чувство стыда, отдавать поклон, исполнять любое приказание. Таким должно быть наше отношение».

Абсурдный запрет из учения Агни-Йоги: «Никакие животные не допускаются в жилые комнаты… Все низшее привлекает низшее. Кошки вообще рассматриваются как сущности, определенно принадлежащие к темным группировкам».

При необходимости, имея в виду цель самосохранения своей организации любой ценой, эти, якобы «божественные» установления, требования и нормы могут видоизменяться или отменяться вовсе. Приведем типичный пример. В организации «Свидетели Иеговы» существует запрет на употребление крови и продуктов, полученных в результате ее переработки. От людей требуют отказа от переливаний крови по медицинским показаниям (бывают и смерти по этой причине, в том числе детей), а также и всех других «употреблений» крови косвенным путем — через препараты, лекарства и т. п. Существовал и много лет действовал строжайший запрет на прививки, поскольку некоторые из них готовятся с применением продуктов переработки крови. Однако через какое-то время руководство организации столкнулось с проблемой. Западные государства, в связи с массовой миграцией в Европу из Азии и Африки, стали вводить требования о вакцинации от наиболее опасных болезней при получении въездной визы. Миссионеров-иеговистов перестали пускать во многие страны. Поэтому руководство иеговистов в 1952 году было вынуждено снять «божественное» требование отказа от вакцинации, оставив в силе обязательное условие отказа от переливания крови.

Закрытость и стремление оградить своих членов от свободного общения. Многие культовые требования и установки в сектах, под видом необходимости сохранения «истины» сектантского вероучения от мнимых преследований, направлены на формирование замкнутых групп последователей, на сужение информационного пространства у людей, связавших себя с сектой. Так, новообращенных в секте С. Муна наставляют: «Мы обеспечим себе хорошее начало, если… сделаем все возможное, чтобы освободить наши души и сердца от прежних отношений, а порой и от воззрений, свойственных нашей культуре. Чем свободнее и чище мы станем перед лицом Бога и Истинных Родителей (С. Мун и его жена — Прим. авт.), чем больше положимся на их решение и выбор, тем благоприятнее будет для нас начало пути в Благословении». Создаются искусственные поселения, строятся специальные «голубые города»: Ауровилль в Индии; поселение Джонстаун «Народного храма» в Гайане и отдельное поместье в Техасе секты «Ветвь Давида» (в них всё закончилось массовым убийством и самоубийством); община в пустынной местности около Минусинска — секта Виссариона и т. д. Конечно, не везде заканчивается убийствами и самоубийствами, но отрыв человека от привычной среды, помещение в атмосферу искусственного «рая» создает стрессовую ситуацию, в которой он оказывается психологически ослаблен и более легко управляем.

Тотальный контроль поведения и сознания членов группы. Без разрешения руководителя (ядра лидеров) в некоторых деструктивных культах человек не может вступить в брак (Церковь Объединения С. Муна), сменить место жительства, завести новое знакомство, поступить на работу. Мелочно и придирчиво вторгаются не только во все стороны жизни адепта культа, но и в его сознание посредством системы публичных «покаяний», исповедания своих «нехороших» мыслей перед руководителями или другими членами группы (Церковь Христа, Сайентология). Все эти приемы направлены на то, чтобы человек, однажды попавший в секту, был накрепко привязан к ней не только внешне, но и неформальными узами, и даже в глубине души не держал мысли о возможности ухода.

В некоторых деструктивных сектах для достижения полного отрыва адептов от привычной социальной среды и отношений в обществе сознательно внушаются негативные психологические установки в отношении других людей, даже близких, родных. Типичный пример — Богородичный Центр с его культом ненависти к родной матери. Все люди, равнодушные, а тем более — отрицательно оценивающие деятельность секты, третируются как «двуногие» (оккультно-мистические секты, Агни-Йога), «потенциально опасные личности» (Сайентология-Дианетика), «козлоподобные» (Свидетели Иеговы) и т. п. «Козлы — это упрямые люди, отвергающие братьев Христа и не поддерживающие Божье правление» — то есть организацию «Свидетели Иеговы».

Понятно, что эти нравственно-оценочные установки переносятся сектантами на близких, членов семей, которые не разделяют их взгляды, на окружающих новообращенного сектанта — сослуживцев, коллег. Кроме того, они должны служить дополнительным стимулом для человека отдавать всего себя в секте, закрывают пути выхода из организации. Формируется некий дуальный психологический комплекс: культ личности адепта — себя самого в отношении всех других вне секты и комплекс неполноценности — в отношении лидеров. Подобные психологические установки и требования являются средством отрыва адептов от общества, формирования у них сознания своей исключительности, что выражается в понятиях «новая нация», «новая раса» и т. п.

Эта асоциальная особенность культового сознания получает свое законченное выражение в «сатанизации» всего мира за пределами секты в вероучении ряда особенно деструктивных культов. Все люди, не состоящие в секте, объявляются порочными, неполноценными, неспособными к достойной человека жизни. Все социальные институты третируются как инспирации, «порождения Сатаны».

Навязчивое миссионерство. Навязчивое миссионерство является оборотной стороной закрытости и стремления отгородиться от общества. При внешнем различии оказывается, что цели и здесь и там остаются теми же — сплочение группы, удержание в ней людей. Оказывается, что сохранять искусственно созданную общность людей можно двумя основными путями. Либо «запирая» их от внешнего мира, ограничивая информацию, общение, связи. Либо вовлекая в непрерывную истеричную кампанию по вербовке все новых и новых последователей (Белое Братство, АУМ Синрике, Свидетели Иеговы, Церковь Христа, Церковь Объединения С. Муна, Сайентология). В обоих случаях человек лишается возможности критически оценивать свое положение, вероучение и практику культа. Если надо проповедовать, и проповедовать активно, агрессивно, напористо, то некогда думать, рассуждать, о чем ты проповедуешь, настолько это разумно.

Чаще лидеры сект не надеются лишь на духовное устремление адепта «спасти» новообращаемого. Людей запутывают в денежные отношения, связанные с распространением пропагандисткой литературы, так, что человек просто хочет вернуть свои деньги, когда настойчиво сует вам яркие книжонки. Сейчас вы возьмете их бесплатно, а завтра отдадите все свои средства, продадите вещи, квартиру.

Массированные миссионерские кампании деструктивных сект сопровождаются самыми грубыми приемами давления, экзальтированным психическим напором и апокалиптическими запугиваниями. Навязчивое миссионерство позволяет психологически «замкнуть» членов сект, поручив им задачу, которая должна занимать все свободное время человека и которая увязывается с «заслугами» для спасения.

Апокалиптические «психозы». Апокалиптические воззрения, то есть представления о «конце света», должном наступить рано или поздно, существуют в традиционных религиях, однако в деструктивных сектах они принимают особые формы. Собственно, эти представления заимствованы сектами у христианства и затем существенно, принципиально изменены. В чем сущность изменений и их цель?

Церковь говорит о невозможности точно определить время конца человеческой истории, как невозможно человеку точно знать время своей смерти. Напротив, руководители сект, объявляющие себя богами, сами назначают эти даты. Буквально — на определенный год, месяц, день и даже час. Если надо как-то выкрутиться после очередного провала с этими назначениями, поступают более замысловато. Например, в организации «Свидетели Иеговы» когда-то установили дату «конца света» на 1914 год (до этого были и другие даты). Что называется, «накаркали» — началась Первая мировая война, но никакого конца света, понятно, не случилось. Тогда, по прошествии некоторого времени, когда выкручиваться с датой 1914 года стало уже невозможно, от лица лидеров было возвещено такое пророчество. «Конец» наступит в течение жизни того поколения, которое было рождено в 1914 году. Таким образом, лидеры получили для своего промысла еще не менее ста лет. А там: «либо шах умрет, либо ишак сдохнет», как говорил мудрый Ходжа.

Казалось бы, зачем лидерам сект ставить себя в неудобное положение, подвергать свои организации угрозе распада в будущем? В том-то и дело, что они, как правило, не озабочены никаким будущим своих организаций в таком, всемирно-историческом значении. Главное — сейчас, здесь и теперь получить возможность эксплуатировать духовные и материальные возможности других людей. Потом другие лидеры придумают что-нибудь новое для будущих простаков.

Идея апокалипсиса подается, прежде всего, как идея войны, массового истребления людей, не разделяющих взгляды секты. Поэтому в апокалиптических запугиваниях деструктивных культов особенно громко звучит тема войны, необходимости войны, неизбежности и «полезности» войны. У мунитов: «…неизбежно должны произойти три мировые войны как поражение трех ступеней мира псевдо-принципа Сатаны», «…мировые войны возникают для установления условия искупления на всемирном уровне для восстановления мира на стороне Бога», «…три мировые войны неизбежно произойдут». У иеговистов: «Как раз условия в мире в наше время показывают, что мы живем во время, когда вскоре должно произойти уничтожение всей этой системы вещей», «…война Бога проложит путь к справедливой новой системе».

Формируется образ «светлого будущего» в виде глобального тоталитарного государства при полном господстве идеологии и лидеров данной секты и недопущении никакого иного мировоззрения. Бог «…удалит нынешние правительства, чтобы проложить дорогу своему справедливому правительству, которое будет править всей землей», «Больше не будет сеющих раздоры ложных религий, общественных строев или правительств… Как же станет легко!» (Свидетели Иеговы). При этом оказывается, что «Божие Царство — это реальное правительство, которое имеет силу и власть», «Сначала те, кто переживет Армагеддон, будут очищать землю, удалять руины этой злой системы». Контролируют работы «верные мужчины, которые будут следить за тем, чтобы исполнялись все… законы и инструкции». Чтобы остаться живым в этом тоталитарном «раю», больше напоминающим концлагерь, нерадивому работнику «придется стать честным человеком… Лицам же, которые выступят против справедливого правления Бога, не будет позволено продолжать жить и омрачать мир и радость других. Они получат неблагоприятный приговор…».

Известен «Манифест Варшнарамы», книга кришнаитского лидера Х. Свами, ближайшего ученика основателя организации Прабхупады, где описано идеальное, в его понимании, общество. Там «за потоком информации следят брахманы», «система… не проявляет ложной, невежественной милости». Имеются «полезные и бесполезные члены общества», используются «исправительные меры», «стратегия нейтрализации и реабилитации».

Характеристики будущего, когда победит учение Агни-Йоги в «Письмах» Е. Рерих: «Вожди будущего будут назначаться не безответственными массами, но иерархией Света и Знания», «Государство должно изгонять закоренелых невежд», «Множество преступников обратятся к труду под внушением».

Дополнительно к перечисленным признакам деструктивных религиозных направлений и объединений специалистами выделяются:

  • закрытость верхних этажей в иерархии организации от нижних;
  • примитивность, логическая несуразность сектантских мировоззренческих доктрин;
  • использование средств воздействия на сознание и поведение, которые не могут контролироваться адептами или неизвестны им;
  • активно негативное отношение к традиционной семье, государству;
  • пропаганда вседозволенности в нравственной, сексуальной сферах;
  • применение физического и психического насилия, угроз в отношении адептов, их родственников, стремящихся вернуть своих близких в семьи, критиков сект.

II. Основные направления деятельности органов управления образованием по недопущению внедрения религиозных объединений деструктивной направленности в государственную систему образования (алгоритмическая система деятельности)

Данный алгоритм, включающий мониторинг, экспертизу, административные управленческие решения, профилактические меры, может служить основой организации систематического контроля соблюдения законодательства о религии в деятельности органов управления образованием, администрации образовательного учреждения в пределах их прав и компетенции (см. таблицу).

Мониторинг Экспертиза Административные меры Профилактика

Мониторинг фактов внедрения религиозных объединений деструктивной направленности в образовательные учреждения и органы управления образованием

Экспертиза силами специализированных подразделений органов управления образованием

Правоприменительная практика, связанная с пресечением нарушений законодательства о светском характере образования в РФ

Сбор информации, анализ ее при лицензировании образовательных учреждений

Мониторинг прессы по проблеме деятельности религиозных объединений деструктивной направленности в образовательных учреждениях

Экспертиза силами сторонних научных организаций и религиоведческих научных центров, с которыми органом управления образованием заключены договоры

Дисциплинарные меры в отношении руководителей и сотрудников образовательных учреждений и органов управления образованием, допустивших нарушения законодательства о религии и школе

Правовая подготовка сотрудников образовательных учреждений и органов управления образованием

Анализ обращений граждан и организаций по фактам внедрения религиозных объединений деструктивной направленности в образовательные учреждения

Экспертиза силами специалистов общественных организаций, в том числе созданных для противодействия деятельности религиозных объединений деструктивной направленности

Аннулирование противоправных договоров образовательных учреждений и органов управления образованием с религиозными объединениями (об образовательной деятельности, использовании помещений)

Контакты специалистов органов управления образованием с местными управлениями юстиции и внутренних дел

Анализ документов и материалов о деятельности религиозных объединений деструктивной направленности, поступающих в порядке должностной подчиненности

Экспертиза силами специалистов традиционных религиозных конфессий

Обращения в правоохранительные органы

Выработка у учащихся научной методологии в познании окружающего мира в учебной деятельности, гражданское воспитание

Анализ поступающих в органы управления образованием материалов на лицензирование новых образовательных учреждений и утверждение их образовательных программ

Вынесение вопроса об экспертизе религиозных объединений деструктивной направленности на всеобщее коллегиальное обсуждение родителей учащихся данного образовательного учреждения

Инструктивные документы о запрещении контактов образовательных учреждений и органов управления образованием с представителями религиозных объединений деструктивной направленности

Религиоведческое образование учащихся, изучение в образовательных учреждениях традиционной духовной культуры

III. Нормативно-правовая база деятельности работников образования и социальной сферы в области взаимоотношений с религиозными объединениями

Современные условия характеризуются исключительной активностью нетрадиционных религиозных новообразований в российском обществе, его различных социальных институтах. В целях предотвращения и пресечения проникновения религиозных объединений деструктивной направленности в государственную систему образования следует руководствоваться следующей нормативно-правовой базой.

Законодательство РФ

Конституция Российской Федерации

статья 2: Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства;

часть 5 статьи 13: Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;

часть 2 статьи 14: Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом;

часть 3 статьи 17: Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц;

часть 2 статьи 29: Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства;

часть 3 статьи 55: Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Уголовный Кодекс Российской Федерации

Статья 239. Организация объединения, посягающего на личность и права граждан:

1. Создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство таким объединением —

наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Участие в деятельности указанного объединения, а равно пропаганда деяний, предусмотренных частью первой настоящей статьи, —

наказываются штрафом в размере от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до трех месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

Статья 282. Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды:

1. Действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации, —

наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет.

2. Те же деяния, совершенные:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) лицом с использованием своего служебного положения;

в) организованной группой, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

Статья 235. Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью:

1. Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на избранный вид деятельности, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, —

наказывается штрафом в размере до трехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Преамбула

Федеральное Собрание Российской Федерации,

подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений.

основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством,

признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры,

уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России,

считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания. принимает настоящий Федеральный закон.

Статья 11. Государственная регистрация религиозных организаций.

1. Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов Российской Федерации в порядке, установленном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. Государственная регистрация местной, а также централизованной религиозной организации, состоящей из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, осуществляется органом юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Федеральный орган юстиции регистрирует централизованные религиозные организации, имеющие местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

4. Государственная регистрация религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями в соответствии с пунктом 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, осуществляется органом юстиции, зарегистрировавшим соответствующую религиозную организацию.

5. Для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий орган юстиции:

— заявление о регистрации;

— список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;

— устав религиозной организации;

— протокол учредительного собрания;

— документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;

— сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

— документ, подтверждающий место нахождения руководящего органа (юридический адрес) создаваемой религиозной организации.

Согласно статьи 14 этого закона, государственные органы осуществляют ликвидацию религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства:

… 2. Основаниями для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются:

— нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;

— действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

— создание вооруженных формирований;

— пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;

— принуждение к разрушению семьи;

— посягательство на личность, права и свободы граждан;

— нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

— склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

— воспрепятствование получению обязательного образования;

— принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

— воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

— побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Федеральный закон «Об образовании» и Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании»

Часть 5 статьи 1 закона определяет запрет деятельности религиозных объединений в образовательных учреждениях:

«В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются».

Подзаконные акты

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. № 333 «О внесении изменения в Федеральную целевую программу по усилению борьбы с преступностью на 1996−1997 годы»

Графа «Мероприятия» пункта 2.6.4. Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 1996−1997 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 1996 г. № 600 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 22, ст. 2696):

2.6.4. Обобщить и изучить материалы о противоправных проявлениях, связанных с посягательствами на здоровье, личность и права граждан, возбуждением религиозной вражды и ненависти в деятельности религиозных организаций. При необходимости подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий».

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 19 марта 1993 г. № 47/20−11п «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации»

1. Государственные органы управления образованием обязаны соблюдать принцип раздельности светского и религиозного образования. Светский характер образования в государственных образовательных учреждениях является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования. Это означает, что в школе недопустимо религиозное или атеистическое воспитание в любых формах. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений.

2. Преподавание религиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин, не сопровождающиеся совершением религиозных обрядов и имеющее информативный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений. С этой целью в школах могут быть введены Факультативные курсы «История религий», «Мировые религии», «Религиоведение», «Великие книги человечества» и др., опубликованные в сборниках «Вестник образования», научно-методических журналах Министерства образования России.

3. Изучение религиоведческих проблем может осуществляться в учреждениях внешкольного дополнительного образования в объединениях учащихся (кружках, клубах, лекториях, научных обществах учащихся и пр.) в целях наиболее полного удовлетворения духовных потребностей учащихся.

4. Преподавать в школах и в учреждениях внешкольного дополнительного образования историю религии и другие религиоведческие дисциплины должны учителя и педагоги дополнительного образования, имеющие специальную профессиональную подготовку.

5. Органам управления образованием, институтам повышения квалификации работников образования, педагогическим вузам необходимо осуществить подготовку и переподготовку педагогических кадров, способных обеспечить качественное преподавание в школе истории религии и других религиоведческих дисциплин.

6. Государственные органы управления образованием обязаны контролировать соблюдения законов «Об образовании» и «О свободе вероисповедания» в образовательных учреждениях и не допускать их нарушения. В то же время государство признает за гражданами право создавать в целях религиозного или атеистического воспитания негосударственные образовательные учреждения. Создание религиозных воскресных школ или классов не относится к компетенции органов управления образованием. Государство обеспечивает в негосударственных образовательных учреждениях, в том числе и конфессиональных, контроль за реализацией общеобразовательных программ и требований государственных образовательных стандартов.

7. Преподавание вероучений, а также религиозное воспитание могут осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а также факультативно по желанию граждан представителями религиозных объединений с зарегистрированным уставом в любых дошкольных и учебных заведениях и организациях.

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 февраля 1996 г. № 47 «О мерах по выполнению решений Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации»

«…Подразделениям Минобразования России, организующим подготовку документов по содержанию образования, органам управления образованием (профобразованием) субъектов Российской Федерации привлекать к разработке учебно-методических пособий по религиоведческой проблематике высококвалифицированных специалистов, в том числе в области богословия, в целях формирования объективных представлений о религиях…

Органам управления образованием (профобразованием) субъектов Российской Федерации: …систематически анализировать состояние соблюдения законодательства о свободе вероисповеданий в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Своевременно давать оценку фактам нарушения принципов светского характера образования…

Не допускать случаев применения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях программ религиоведческого характера без соответствующей научной экспертизы».

Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 18 октября 1996 г. № 17−36−37/17−22 «О соблюдении законодательства Российской Федерации о свободе вероисповеданий в системе государственных и муниципальных учебных заведений»

В условиях демократизации общественной жизни, реформирования системы общего и профессионального образования в стране во многом по-новому предстоит решать вопросы духовного развития учащейся и студенческой молодежи, в том числе связанные с соблюдением в государственных и муниципальных учебных заведениях законодательства о свободе вероисповеданий…

В учебные заведения, среду учащейся и студенческой молодежи под видом популяризаторов новейших научных знаний, современных педагогических технологий и этических концепций все активнее стремятся проникать так называемые новые религиозные организации, в том числе зарубежные, деятельность которых запрещена в тех странах, где они были созданы (Церковь Христа, «АУМ Синрике» и др.).

В ряде учебных заведений необоснованно вводится в учебные курсы оккультная, иррационалистическая тематика, что ведет к ослаблению научных основ образования…

Министерство обращает внимание руководителей государственных и муниципальных учебных заведений на необходимость принятия мер, обеспечивающих строгое соблюдение светского характера образования, законодательства о свободе вероисповеданий и профилактику нарушений в этой области.

Важнейшая среди них — работа по включению в учебно-воспитательный процесс современных научных знаний, ценностей отечественной культуры, ознакомление учащейся молодежи с современной картиной мира и вооружение их, профессиональными знаниями, базирующимися на новейших достижениях мировой науки, техники и высоких технологий.

Неотъемлемой стороной образовательного процесса должна выступать систематическая культурно-воспитательная работа с учащимися и студентами, направленная на формирование у них таких нравственно-этических ценностей, как гуманизм, высокая гражданственность, толерантность и свободомыслие. Необходимо интенсифицировать научные исследования по проблемам духовного развития студенческой и учащейся молодежи и широко использовать их результаты при организации и проведении учебно-воспитательной работы.

Приказ Министра здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 13.06.1996 г. № 245 «Об упорядочении применения методов психологического и психотерапевтического воздействия»

«…не допускать пропаганды и использования в целях оздоровления, профилактики, лечения и реабилитации:

1) не разрешенных Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации методик и практик психологического и психотерапевтического воздействия;

2) методов и средств оккультно-мистического и религиозного происхождения;

2. Руководителям органов здравоохранения субъектов Российской Федерации обеспечить строгий контроль за соблюдением части шестой статьи № 57 „Основ законодательства об охране здоровья граждан“ о запрещении проведения сеансов массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации…».

Приказ Министра здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 19.06.1996 г. № 254 «Об отмене «Методических рекомендаций «Программа детоксикации»

«…Не допускать пропаганды и использования методов детоксикации, иных, вытекающих из учения Р. Хаббарда, методов сайентологии и дианетики в практике здравоохранения».

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 4 июня 1999 г. № 14−53−281ин/14−04 «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений»

В целях оказания методической помощи государственным и муниципальным образовательным учреждениям в работе, связанной с реализацией п. 4 ст. 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации доводит до сведения следующие рекомендации…

Под предоставлением возможности обучения детей религии в настоящих рекомендациях понимается предоставление государственным или муниципальным образовательным учреждением конкретной религиозной организации возможности использовать помещения данного образовательного учреждения для проведения занятий по обучению религии за пределами образовательных программ в согласованное обеими сторонами время, если обучение религии указано в уставе религиозной организации (согласно п. 2 статьи 10 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Обязательства сторон оформляются в виде двухстороннего договора в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Министерство предлагает сторонам, которые участвуют в составлении, заключении и реализации договора, руководствоваться следующими рекомендациями:

А. Администрации государственных и муниципальных образовательных учреждений:

Предоставление администрацией государственных и муниципальных образовательных учреждений возможности обучать детей религии вне рамок образовательной программы должно осуществляться в соответствии с уставом образовательного учреждения (согласно ст. 13, п. 1: 5) е/ ж/ э/; 6) а/ б/ Федерального закона «Об образовании»).

Администрация образовательного учреждения при заключении договора с религиозной организацией должна исходить из того, что согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» возможность обучать детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях вне рамок образовательной программы может быть предоставлена исключительно религиозным организациям.

Согласно п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном порядке зарегистрированного в качестве юридического лица.

В этой связи к соответствующему письму (ходатайству) религиозной организации о предоставлении возможности обучать детей религии должны быть приложены копии свидетельства о государственной регистрации данной религиозной организации в органах юстиции и ее устава.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 27 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» правом обучать детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не могут пользоваться религиозные организации, имеющие права юридического лица на условиях их ежегодной перерегистрации, что оформляется выдачей временного свидетельства о государственной регистрации.

Обучение религии осуществляется вне рамок образовательной программы (основной и дополнительной), проводится во внеучебное время за рамками расписания учебных занятий и предоставляется заинтересованной религиозной организацией на условиях соглашения, достигнутого между родителями (законными представителями) и религиозной организацией.

Условия реализации программ обучения религии должны отвечать государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса и образовательного ценза привлекаемого к обучению детей религии персонала религиозной организации.

Предоставление возможностей для обучения детей религии не может рассматриваться как предпринимательская деятельность данного образовательного учреждения.

Администрация образовательного учреждения обязана согласовать принимаемое решение в соответствии с уставом образовательного учреждения с органом самоуправления этого учреждения (советом, попечительским советом, общим собранием, педагогическим советом и др.).

Администрация государственных и муниципальных образовательных учреждений согласовывает свое решение с муниципальными органами самоуправления.

Администрация образовательного учреждения призвана стоять на позициях защиты прав ребенка, уважения его человеческого достоинства, имея в виду, что действующим законодательством в сфере образования применение методов принуждения к обучающимися не допускается.

Б. Родителям (законным представителям), обучающимся:

Просьба родителей (законных представителей) о предоставлении конкретной религиозной организации возможности обучать их ребенка (детей) религии оформляется заявлением на имя администрации образовательного учреждения или руководителя (главы) религиозной организации.

Согласие детей в возрасте от 7 до 14 лет на обучение религии по соответствующим программам указывается родителями (законными представителями) в этом же заявлении. В возрасте старше 14 лет, как это следует из статьи 3, п. 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», ребенок самостоятельно решает вопрос о своем отношении к религии и обучению ей и фиксирует его в качестве приложения к заявлению родителей (законных представителей) или в самостоятельном заявлении на имя администрации образовательного учреждения.

В. Религиозным организациям:

Просьба конкретной религиозной организации о предоставлении ей возможности в данном образовательном учреждении обучать детей религии оформляется официальным письмом руководителя (главы) религиозной организации.

Используемая в процессе обучения религии литература и учебно-методические пособия, включая аудио- и видеоматериалы, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации (согласно п. 3 статьи 17 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Содержание обучения религии, его формы и методы определяются религиозной организацией и не могут противоречить нормам Конституции Российской Федерации, федерального законодательства в сфере образования, Всеобщей декларации прав человека и призваны содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

IV. Зарубежные документы и материалы

Отношение к деструктивным сектам в Европе

«Европейский Парламент

основываясь на Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4.11.1950 г., договоре о создании Европейского Союза… Европейской Хартии о правах ребенка, … на рекомендации № 1178(1992) Совета Европы о сектах и новых религиозных движениях,

подтверждая свою приверженность основным принципам демократического правового государства, таким как терпимость, свобода совести и религии, свобода мнения, свобода союзов и собраний,

принимая во внимание, что последние события во Франции, в особенности гибель 16 человек, среди которых были 3 ребенка, 23.12.1995 г. в Веркоре выявили опасную деятельность определенных, называемых сектами, объединений,

принимая во внимание, что деятельность таких групп, как секты, сектоподобные союзы превратилась в постоянно расширяющийся феномен, который в различных формах можно наблюдать по всему миру…

принимая во внимание, что многие существующие в Европейском Союзе религиозные и прочие секты действуют абсолютно легально и потому имеют право на то, чтобы… были защищены гарантиями свободы личности и вероисповедания…

принимая во внимание, что напротив, определенные секты, организационные структуры которых не ограничиваются одной страной…, постоянно нарушают права человека и совершают преступные деяния, как то: жестокое обращение с людьми, сексуальные домогательства, незаконное лишение свободы, торговля людьми, подстрекательство к насилию, распространение расистских воззрений, уклонение от уплаты налогов, незаконное перемещение капиталов, торговля оружием и наркотиками, нарушение трудового законодательства, незаконная врачебная деятельность.

1. Подтверждает право на свободу мнений, совести и религии, а также на свободу союзов в границах, которые определяются необходимостью принимать во внимание свободу и частную жизнь личности, а также необходимость защиты от таких действий, как истязания, бесчеловечное и унижающее человеческое достоинство обращение, обращение в рабство и т. д.,

2. призывает государства позаботиться о том, чтобы суды и полицейские власти действенно использовали существующие на национальном уровне правовые акты и инструменты, а также более активно сотрудничали между собой… чтобы противостоять нарушениям основных прав, ответственность за которые несут секты,

3. призывает государства проверить, являются ли действующие у них налоговые, уголовные и судебно-процессуальные законы достаточными, чтобы предотвратить возможность совершения такими группами противоправных действий,

4. призывает правительства стран не предоставлять статус религиозной организации автоматически, а в случаях, когда речь идет о сектах, которые замешаны в незаконных или преступных действиях, обдумать возможность лишения их статуса религиозного объединения, который гарантирует им налоговые льготы и определенную правовую защиту,

5. призывает в этой связи государства усилить взаимный обмен информацией, для того, чтобы объединить сведения о феномене сектантства,

6. предлагает Совету разработать, предложить и возглавить проведение всех мероприятий… чтобы ограничить и пресечь незаконную деятельность сект, … стимулировать сотрудничество между государствами Союза и третьими странами с целью организации поисков пропавших людей и облегчения из возвращения в общество,

7. призывает Европейскую Комиссию и государства быть бдительными для того, чтобы предотвратить возможность получения сектами государственной помощи…».

Решение Европейского Парламента

(№ 1−47/84, документы заседаний 1984−1985, в переводе)

«Европейский Парламент…

глубоко проанализировав ущерб, нанесенный сектой Муна, и обращения семей,

приветствует непрерывное разоблачение мунитской деятельности через средства массовой информации,

призывает правительства всего Сообщества заботиться о том, чтобы секте Муна не предоставлялось никаких особых статусов, не допускалось никаких попустительств, не давать никаких особых привилегий,

призывает оповестить Комиссию по делам молодежи, культуре, образованию, информации и спорту о деятельности последователей секты Муна и о ее опасности, которую она представляет для общества…»

Информация о деятельности нетрадиционных конфессий в Германии

(фрагменты из Вербальной ноты Германского Посольства Министерству Иностранных дел РФ от 22 ноября 1995 г. № 2604, в переводе с немецкого)

«Федеральное правительство уже долгое время интенсивно занимается вопросом явления т.н. молодежных сект, в первую очередь ввиду возможной опасности для социального развития молодых людей, исходящей от подобных группировок.

По мнению Федерального правительства, опасность т. н. молодежных сект заключается, в частности, в том, что их иерархическая, авторитарная структура часто противоречит общепризнанным демократическим ценностям… а также в требовании безоговорочного подчинения своих членов, для чего порой применяются также изощренные угрозы. Отрицательными последствиями членства в этих сектах могут быть: срыв школьного или профессионального образования членов, коренные изменения их личности и утрата восприятия реальности, что может привести к конфликтам с родственниками, близкими людьми… могут возникнуть психосоциальные проблемы.

…Введение в заблуждение путем скрытых методов пропаганды и преднамеренное проникновение этих сект в сферу политики и экономики показывают опасность тоталитарных организаций.

Федеральное правительство считает т. н. молодежными сектами в особенности нижеследующие группировки:

  • Ананда Марга (пути к блаженству);
  • Брахма Кумарис (индийское гуру-движение);
  • Фиат Лукс (группа нового откровения с претензиями на исцеление человека);
  • Дети Бога/Семья Любви (секта, основанная в Калифорнии покойным проповедником Мозе Давид Берг);
  • общество Кирпа Рухани Сатсенг/Тхакар Сингх (гуру-движение индуистского происхождения);
  • Международное общество сознания Кришны/Искон (индийское гуру-движение;
  • движение Осхо/Бхагван (новоиндуистское гуру-движение);
  • Сайентология (базирующийся на сочинениях Л. Рона Хаббарда психокульт с исключительно экономической направленностью, который требует признания его как религиозной общины. Федеральным судом по трудовым спорам недавно определено, что организация „Сайентология“ является коммерческой структурой, которая не вправе претендовать на статус религиозной общины);
  • Шри Чинмой (миссионерская новоиндуистская группировка);
  • Трансцендентальная медитация (движение, основанное гуру Махахириши Махеш Йоги);
  • Универсальная жизнь/бывшая группа „Возвращение домой во имя Иисуса Христа“ (движение нового откровения вокруг проживающей в г. Вюрцберге домохозяйки Габлиеле Виттек);
  • Церковь объединения/движение Мун (мессианская организация вокруг корейского гражданина Сан Мьюнг Мун)».

V. Основные направления внедрения религиозных объединений деструктивной направленности в государственную систему образования

Прямое внедрение в систему государственного образования элементов оккультно-религиозных учений в содержание образования по истории, словесности, искусству, этическому воспитанию, воспитанию здорового образа жизни и физической культуры в государственных учебных заведениях элементов оккультно-религиозных учений.

В частности: «контактерские» доктрины; астрология; оккультно-религиозные модели валеологии; «этическое образование» по С. Муну (Церковь Объединения, «Международный фонд образования»); программы Т. Акбашева по формированию детской организации «Инструкторов мира и согласия»; программы по «культуре и искусству» Центра Юнивер (автор «Учитель Жан» — И. Гавриленко); учебные программы и пособия оккультно-религиозной направленности образовательного учреждения «Институт Духа», педагогические разработки «Института интегральной педагогики» (Агни-Йога Е. Рерих); оккультно-религиозные пособия отделения «СУПЕР» Российского фонда образования.

Выпуск и массовое распространение (бесплатная рассылка, возможна организация административной поддержки) оккультно-религиозных учебников, журналов-учебников, пособий для учителей по «духовному образованию». Например, книги учебного комплекта «Мой мир и я» организаций С. Муна («Международный Фонд Образования»).

Внедрение в систему образования оккультно-религиозных систем в практике дополнительного образования якобы в целях охраны здоровья, ведения здорового образа жизни под видом курсов «Валеологии», спортивных секций, психотерапевтических тренингов и т. п.

Проведение религиозными объединениями деструктивной направленности пропагандистских и миссионерских акций под видом или под прикрытием общественно-праздничных мероприятий, просветительских вечеров, мероприятий по борьбе с наркоманией, алкоголизмом и т. п. Например: «Праздники для микрорайона» Т. Акбашева, центры «Нарконон», работающие в контакте с организациями Церкви Сайентологии (Дианетика, учение Р. Хаббарда), «Праздники семьи» в школах, организуемые «Международной ассоциацией семей за мир во всем мире» — подразделением Церкви Объединения С. Муна и т. д.

Издание учебных пособий, содержащих рекламу оккультно-религиозных или иных учений и сект под видом информирования учащихся о религии. Особенно следует подчеркнуть характерный признак подобных изданий (часто организуемых или оплачиваемых сектами) — явно непропорциональное соотношение объема информации, о некоторых нетрадиционных культах — фактически, их развернутая реклама, пропаганда сект в сопоставлении с усеченной и часто искаженной информацией о традиционных религиозных конфессиях, имеющих несравненно большее влияние в обществе и значение в отечественной и мировой культуре.

VI. Основные мероприятия по предупреждению внедрения религиозных объединений деструктивной направленности в образовательные учреждения и органы управления образованием

Данные таблицы могут быть использованы руководителем органа управления образования, методического центра в качестве исходного материала для разработки конкретной программы профилактики сектантского влияния в регионе или образовательном учреждении, организации системы мер просветительского характера среди детей и родителей, формирования учебных программ для курсов повышения квалификации педагогов по религиоведческой тематике.

Пути внедрения

Мероприятия по предупреждению

1. Внедрение образовательных программ с оккультно-религиозной основой («холодинамика», валеология оккультно-эзотерической направленности, астрология, экстрасенсорика и т. п.)

Правовая подготовка сотрудников образовательных учреждений и органов управления образованием.

Проведение занятий с сотрудниками образовательных учреждений и органов управления образованием, учащимися на тему опасности деятельности религиозных объединений деструктивной направленности.

Кардинальное улучшение системы организации и процесса лицензирования и утверждения образовательных программ.

Создание Экспертного религиоведческого центра в системе органов управления образованием.

Ужесточение дисциплинарной ответственности руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием за нарушение законодательства о светском характере образования

2. Распространение в образовательных учреждениях и органах управления образованием оккультно-религиозных журналов, сборников и пр. литературы оккультно-религиозного содержания

Разработка инструкции органов управления образованием, устанавливающей порядок допуска в образовательные учреждения и органы управления образованием литературы, затрагивающей проблематику духовного воспитания и образования.

Ужесточение дисциплинарной ответственности руководителей и сотрудников образовательных учреждений и органов управления образованием за нарушение законодательства о светском характере образования

3. Скрытая пропаганда оккультно-религиозных учений или вероучения религиозных объединений деструктивной направленности иной ориентации отдельными педагогами

Мониторинг фактов скрытой пропаганды оккультизма или вероучений религиозных объединений деструктивной направленности иной ориентации отдельными педагогами.

Проведение служебного разбирательства по каждому выявленному такому случаю.

Ужесточение дисциплинарной ответственности руководителей и сотрудников образовательных учреждений и органов управления образованием за нарушение законодательства о светском характере образования.

Выработка у учащихся научной методологии познания и отражения окружающего мира.

Воспитание учащихся в духе традиционных духовных российских ценностей.

Религиоведческое образование работников образования, школьников, педагогов и родителей.

Расширение практики открытых уроков по учебным программам, проходящим экспериментальную апробацию

4. Внедрение оккультно-религиозных и иных религиозных объединений деструктивной направленности в систему повышения квалификации и переподготовки работников образования

Правовая подготовка руководителей и сотрудников учреждений системы повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Информирование руководителей учреждений системы повышения квалификации и переподготовки работников образования о вероучении и деятельности оккультно-религиозных и иных религиозных объединений деструктивной направленности.

Ужесточение дисциплинарной ответственности руководителей и сотрудников учреждений системы повышения квалификации и переподготовки работников образования за нарушение законодательства о светском характере образования

VII. Основы собственной экспертизы образовательных программ и педагогических инициатив религиозных объединений в системе образования

Здесь представлена методика собственной экспертизы образовательных программ и педагогических инициатив религиозных объединений в системе образования, которая может проводиться самими специалистами органов управления образованием, ответственными за соблюдение законодательства о свободе совести в системе образования. Эта начальная экспертиза, при ее профессиональной постановке, может во многих случаях исключить необходимость организации экспертизы специалистов-религиоведов, что всегда требует дополнительных организационных усилий, времени и средств. Как показывает практика, большая часть новаций в сфере «духовного образования», предлагаемая объединениями или лицами, стремящимися распространять через систему образования тот или иной тип нетрадиционной религиозности, может быть успешно «отсеяна» уже на этом этапе.

Экспертиза может осуществляться администрацией образовательного учреждения или органом управления образованием при получении предложений об апробации или внедрении в школе тех или иных новых программ духовно-нравственной, мировоззренческой, религиоведческой направленности. При необходимости — недостатке данных или невозможности принять решение на основе этих рекомендаций — следует прибегнуть к иным видам экспертизы (научной религиоведческой, психологической, правовой, медико-психиатрической, конфессиональной и т. д.) и дополнительному сбору данных.

  1. Выявление и определение предмета религиозного отношения в мировоззренческой основе (доктрине) данной образовательной практики. Духовно-нравственные цели данной образовательной практики, определяемые не абстрактно («научение добру», «духовное воспитание», «нравственное развитие» и т. п.), а конкретно («открытие чакр», «изучение яснослышания», «остановка внутреннего диалога», «обретение Истинных Родителей» и т. д.) — по материалам программы или по другим данным о руководителях и программе.
  2. Статус руководителя (лидеров) данной образовательной практики, черты религиозного отношения к лидеру (безусловное подчинение, наделение «божественным» авторитетом, особыми способностями типа ясновидения, всезнания и т. п.), позволяющие определить конфессиональный источник образовательной инициативы.
  3. Целостность и непротиворечивость (отсутствие или наличие признаков синкретизма, логически несовместимых представлений) в мировоззренческой системе, служащей основой данной образовательной программы.
  4. Использование или спекуляция авторитетом традиционных религий при том, что нет никаких данных, подтверждающих признание или одобрение настоящей образовательной программы полномочными (не случайными!) органами или представителями тех традиционных конфессий, на поддержку которых ссылаются.
  5. Особая насыщенность программ не устоявшейся, околонаучной или псевдонаучной терминологией, фразеологией.
  6. Близость мировоззрения и методов работы по данной образовательной программе тем, которые применяются и описаны в деятельности известных религиозных объединений деструктивной направленности (Церковь объединения Муна, Свидетели Иеговы, Церковь Сайентологии и др.).
  7. Использование произвольно вырванных из культурно-исторического контекста понятий, терминов, фрагментов представлений и практик традиционных религий: христианства, индуизма, буддизма и т. д.
  8. Наличие своего особого «новояза», совокупности специально выдуманных или заимствованных терминов как «внутреннего языка» организации, содержание которых раскрывается только внутри организации.
  9. Исключительно высокая оценка своей деятельности в обществе, сверхценное отношение к проповедуемым парадигмам, претензии на глобальный охват и вселенские масштабы данной образовательной программы (реальные или потенциальные), попытка формировать мнение о всеобщей поддержке «на самом высоком уровне» в государственных, научных, международных учреждениях идеологии и инициатив данной программы или предлагающей ее организации.
  10. Критическое отношение к рациональным психологическим механизмам, рациональной, вербальной стороне психики, выраженное в теоретических основаниях и педагогическом содержании программы.
  11. Самовосхваление руководителями самих себя, инструкторов, организации в целом. Наличие признаков, указывающих на стремление лидеров «выделить» ценность предлагаемой программы как совершенно «исключительную» и на этой основе сразу «снять» все сомнения, вопросы о целесообразности использования программы, внешнего контроля и т. п., сразу перевести вопрос от обсуждения целей данной педагогической практики в плоскость механизмов ее реализации.
  12. Наличие в программе требований социальной изоляции участников (обучаемых, воспитуемых) и обоснования этих требований.
  13. Использование взрослых (педагогов, родителей, руководителей органов образования, образовательных учреждений) лишь на начальном этапе реализации экспериментальной программы. Утверждение, что на ее дальнейших этапах дети в этом уже не нуждаются и могут самостоятельно реализовывать ее цели и задачи, взаимодействуя только с руководителями программы.
  14. Попытки обосновать авторитетность программы ссылками на большую распространенность и популярность ее мировоззренческих оснований или подобных программ «на Западе», «за рубежом» — т. е. там, где проверить это не представляется возможным. Указания на наличие разветвленных связей сторонников этой программы по стране и в мире, проверить которые невозможно.
  15. Использование активных медицинских и медико-психологических процедур, оказывающих на детей сильное психофизическое воздействие, без конкретных и индивидуальных медицинских показаний, контроля и анализа результатов и последствий таких воздействий для физического и психического здоровья конкретного ребенка.
  16. Применение изматывающих физически режимов дня, сна и питания.
  17. Внушение некоей «особой морали», которая должна вырабатываться в результате реализации программы в отношениях между детьми и в их отношениях со взрослыми.
  18. Отсутствие или неполнота научного аппарата и общепринятых научных процедур при организации и проведении педагогической деятельности.
  19. Наличие данных о конфликтных ситуациях в обществе, системе образования, вызванных реализацией данной или подобных ей образовательных программ, других образовательных инициатив лидеров или руководителей программы (следует выявить персонально организаторов программ, поскольку названия организационных структур для их реализации в каждом ином случае могут изменяться).
  20. Отсутствие междисциплинарных исследований и экспертиз данной образовательной программы (педагогических, психологических, культурологических, религиоведческих, этнологических, социологических и т. д.).
  21. Отсутствие формальных, установленных государством прав, лицензий для проведения образовательной, оздоровительной, медицинской, психотерапевтической и т. д. деятельности, попытки выйти в декларируемых организацией целях и работе во внеправовое поле, т. е. в область форм деятельности, не регулируемых на данный момент законодательством.
  22. Выборочный подбор кадров среди ученых, чиновников, руководителей различных учреждений, которые поддерживают реализацию данной программы при том, что имеются научные экспертизы или исследования, не рекомендующие использование в практике данной образовательной программы; что требует дополнительного разбирательства и более тщательного сопоставления всех «за» и «против» ее реализации.

VIII. Словарь религиоведческих терминов

Адепт — последователь религиозного учения, движения, культа, член религиозного объединения.

Религия — тип мировоззрения, феномен внутренней жизни индивида и особая сфера жизни общества. В религии человек устанавливает особую связь с «высшим» — разумным началом, в отношениях с которым определяются все основные смысложизненные ценности личности или религиозной общины.

Религиозная традиция. Традиция (от лат. traditio — букв. «передача»): «то, что переходит или перешло от одного поколения к другому путем предания, устной или литературной передачи…» (словарь А. Д. Ушакова, С. И. Ожегова, В. В. Виноградова); «предание, все, что устно перешло от одного поколения на другое, искони условно принятое» (словарь В. Даля); «обычай, порядок, правила поведения, переходящее из поколения в поколение» (словарь И. В. Лехина и Ф. Н. Петрова). Общая основа определения: идеи, взгляды, нормы поведения, ценности, обычаи, обряды и т. п., переходящие из поколения в поколение. Традиция религии формируется в течение длительного времени, веками и включает все аспекты, связанные с различными сторонами жизни верующих — семейные отношения, национальные особенности, отношения с государством, обрядовая сторона, межличностные отношения и т. д.

Религиозное вероучение — зафиксированное средствами культуры (текст, «закон», догматические определения, символика и др.) религиозное мировоззрение, система представлений о мире. Основные подразделения: богословие (теология, учение об объекте религиозного отношения в данной религии); космология (учение о бытии мира, его строении и отношении к божеству); антропология (учение о человеке — его происхождении, отношении к природе и божеству, его прошлом и будущем). Также выделяются: экклесиология (учение о религиозной общине, церкви), сотериология (учение о спасении в религиозном понимании данной конфессии), эсхатология (учение о будущем человечества), телеология и ряд других.

Религиозный культ — система деятельности последователей данной религии, составляющая обязательное, регламентированное содержание в их религиозной жизни, — совокупность действий, практически осуществляющих религиозные отношения субъекта (личности, группы) к религиозному объекту (божеству).

Религиозное сектантство (секта). Этот термин используется обычно в культурологических, сравнительных религиоведческих описаниях. В системе понятий традиционных религий данный термин обычно имеет уничижительный смысл, означает раскольников (ближе по смыслу к словам — сечь, рассекать). В новоевропейской философской традиции это — отдельное учение, вера (ближе по смыслу к словам сектор, отдельная часть). Ныне, общеупотребительно — все малочисленные религиозные группы и т. н. «новые» религии, т. е. религиозные организации, объединения и группы, недавно образованные в сравнении с существующими веками.

Тоталитарная религия, группа, секта — чье руководство использует жесткие способы контроля над сознанием и поведением своих членов. В пределе — стремиться к полному тотальному контролю. При этом неважно, навязываются эти методы контроля насильно или принимаются добровольно. Важно, что они обосновываются, фиксируются и осуществляются в элементах вероучения и в практике деятельности организации.

Деструктивная секта (религиозное объединение, учение, культ) — религиозное объединение, течение, направление или группа, осуществляющая мероприятия или содержащая в своем вероучении планы, которые традиционным большинством в данном обществе осознаются как опасные, разрушительные (деструктивные) для его культуры, социальных институтов, учреждений, личности, в том числе — традиционной в данном обществе религии (религий), государства, семьи и частных лиц.

Изуверские, сатанистские секты. Крайний случай деструктивной направленности в деятельности религиозных объединений. Так называют религиозные группы, секты, культы, в отношении которых их вероучение или практика дают основание предполагать применение ими изуверских, т. е. особо жестоких, безнравственных, антигуманных методов и поступков как в отношении своих членов, так и любых других людей. Их неприятие обществом ставит изуверские (сатанистские) секты вне закона, помещает их в разряд преступных (криминальных) групп. Существует ряд религиозных объединений, декларирующих свою приверженность сатане, дьяволу, как воплощению зла, насилия, порочности.

Для изуверских (сатанистских) сект характерно наличие криминальных прецедентов, выявленных случаев участия сектантов в совершении противоправных действий, совершении уголовных преступлений, особенно связанных с насилием над личностью — убийствах, доведении до самоубийства, похищения людей, сексуальных преступлениях.

Молодежная религия (секта, культ) — понятие, которое пришло к нам с Запада и подчеркивает особенность сект, развивающих бурную деятельность в молодежной среде, особо направляющих свою миссионерскую работу на социальные слои юношества, учащейся молодежи, студенчества (Церковь Христа, муниты, кришнаиты).

Новая религия (культ) — в общем, сравнительно новая по отношению к другим религиям (культам), по времени происхождения религия (культ). Ныне это название применяется некоторыми религиоведами для обозначения последней по времени волны нетрадиционных религиозных культов, движений, возникших в последние десятилетия (новые религиозные движения — НРД), имеющие деструктивный характер.

Догматика — правило, основные положения данного религиозного вероучения, которые сохраняются в данной религиозной традиции постоянно, без изменений.

Конфессия — первоначально религиозное направление в христианстве; позже — всякое самостоятельное религиозное объединение, организация.

Прозелитизм — религиозная проповедь, миссионерская деятельность одной религиозной конфессии на канонической территории другой, т. е. там, где эта вторая религия является традиционной; приобретение последователей в среде верующих другой религии, а не среди людей, ранее не бывших религиозными.

Синкретизм (религиозный) — смешение, искусственное сочетание отдельных элементов из различных религиозных систем.