Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова совместно с Ассоциацией учителей и преподавателей химии при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Российского химического общества имени Д.И. Менделеева продолжает традицию проведения регулярных съездов учителей, методистов, преподавателей средних профессиональных и высших образовательных организаций с целью развития образовательной системы России и наращивания ее высококвалифицированного кадрового потенциала.
28 июня в рамках V съезда прошла панельная дискуссия «Система подготовки и повышения квалификации учителей и преподавателей: проблемы и их решения». Модератором секции выступила Марина Михайловна Шалашова, директор института непрерывного образования МГПУ, доктор педагогических наук, доцент.
Марина Михайловна актуализировала проблему профессионального развития педагога в нашей действительности и рассказала, с какими вызовами сталкиваются учителя, и как должна меняться система повышения квалификации, чтобы соответствовать запросам современности.
“На ММСО мы обсуждали, что существующая модель повышения квалификации требует трансформации. Процесс трансформации уже активно идёт и на уровне федеральных государственных решений, и на региональном уровне. И мы в институте непрерывного образования МГПУ тоже активно способствуем инновациям и изменениям, однако вопросов все еще очень много, а ответы не всегда точны,” — отмечает Марина Михайловна.
Директор ИНО также представила новые форматы обучения педагогов, в том числе, профессиональных сообществ, состоящих в постоянной коммуникации в поиске новых решений профессиональных задач. Примером может служить Ассоциация учителей и преподавателей химии.
В рамках секции выступили пять экспертов, ученых и преподавателей. В числе них был Дмитрий Валентинович Болотов, методист отдела методологии и перспективной дидактики Института содержания, методов и технологий образования МГПУ, лауреат Премии города Москвы в области образования.
Темой выступления Дмитрия Валентиновича стала цифровая образовательная среда как ресурс профессионального развития учителя. Сегодня наша жизнь, как бытовая, так и профессиональная неразрывно связана с постоянным развитием цифровых инструментов. Поэтому вопрос затронут не зря: естественные науки вместе с современными технологиями выходят на первый план в образовательной среде, и с использованием новых технологий, в том числе цифровых, образование может дать новые полезные плоды. Поэтому вопрос актуален и затронут очень своевременно. Дмитрий Валентинович выделяет следующие преимущества цифровой образовательной среды для учителя:
- формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
- формирование новых условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий;
- формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ученика.
Подробно Дмитрий Болотов рассмотрел пользу и функционал Московской электронной школы, в частности для уроков химии, рассказал о требованиях к публикации материалов на платформе и даже предложил фрагмент сценария урока.
Подробнее узнать о съезде можно на сайте Московского государственного университета. V съезд учителей и преподавателей химии проводится с 27 июня по 1 июля 2022 года и насчитывает около полутора тысяч участников из 81 региона России, каждый из которых — заинтересованный профессионал своего дела.