В журнале «Современное дошкольное образование» вышло интервью ведущего научного сотрудника лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Ольги Шиян с Марией Поповой, воспитателем детского сада «Журавушка» (Красноярск) и выпускницей магистерской программы МГПУ «Проектирование и экспертиза дошкольного образования».
«Это третье интервью со „сказочницей“ — педагогом, который в своей группе поддерживает сочинение детьми собственных историй. <…> Взрослый не учит сочинять, а выстраивает новое отношение ребенка к собственным историям. Так для детей проступают новые смыслы: и обращения к другому через текст, и выражения через текст собственных мыслей и чувств. Невероятно интересны упомянутые Марией кейсы, когда дети начинают сочинять как бы „для себя“: удивительный „сдвиг мотива на цель“», — пишет в предисловии к интервью Ольга Александровна.
Практики детского сочинительства, которые исследует эксперт МГПУ в разговорах с воспитателями, становятся не просто одной из «педагогических методик», но и моделью развивающего образования, в фокусе которого — порождение новых смыслов. «В этом интервью особенно отчетливо видно, чего именно требует от педагога позиция Посредника», — заключает Ольга Шиян.
В разговоре Мария Александровна рассказала, как в «Журавушках» зародилась традиция записывания историй и в каком формате это происходит. Она отметила, что детям, которые впервые знакомятся с этой практикой, например, в 3 года, придумывание историй дается легче, чем более старшим детям: «Когда ребенок приходит в пять лет, он может быть уже напуган каким-то другим опытом, напряжен и говорит: „Я не умею, я не буду, а вдруг у меня не получится“». Так, по подобным косвенным признакам можно обнаружить, что у ребенка уже могло появиться пресловутое «я не могу». Через истории это можно попробовать преодолеть.
Вот еще несколько интересных тенденций, которые заметила Мария Попова у своих воспитанников:
- дети сами ставят перед собой гораздо более сложные задачи, чем просто «записать историю»: они могут касаться формы текстов или их масштаба;
- для старших детей главной ценностью становится не прочтение своей истории кому-либо, а именно записывание;
- практика записывания историй влияет на детский рисунок: вместо целостного рисунка появляются разные фрагменты, композиция становится сложнее, появляется рассказ в картинке;
- видна динамика: со временем детские истории становятся сложнее, количество героев увеличивается, а оригинальность возрастает.
«В чем еще ребёнок может настолько выразить себя? Ну точно не в обучении грамоте — там много технически трудного. Возможно, в игре, потому что игра мимолетна: мы не можем к ней вернуться, чтобы переиграть и что-то понять про себя.
В беседе со взрослым? Но и она мимолетна: сложно превратить беседу в общекультурную ценность, зафиксировать, предъявить итог.
А тут, если ребенок нашел у себя эту мысль, а взрослый ее записал, то это такой шаг к воплощению, потрясающая штука. Появляется книжка — удивительный артефакт детства. Ведь у детей бывают удивительные сказки, абсолютно потрясающие метафоры, неожиданные», — размышляет Мария Александровна.
Полное интервью Ольги Шиян с воспитателем детского сада «Журавушка» можно прочитать по ссылке.
Фото: МГПУ