Корреспондент РИА Новости поговорил с проректором по развитию МГПУ Кириллом Баранниковым о том, может ли школа в национальном масштабе существовать онлайн и если да, то как к этому готовить будущих учителей
— Как, на ваш взгляд, изменится система образования после завершения карантина? Какие уроки вынесут педагоги?
— Происходящее — удивительный опыт, который невольно получают все — учащиеся, родители, учителя, методисты, исследователи, государство. Результаты этого опыта обязательно изменят образование, и, возможно, не столько механику школьного образования, сколько наше отношение, само понимание образования. Теперь все очевиднее: школа может быть онлайн. Пусть и не все так просто, есть трудности, многое предстоит переделать и обновить, но школьное образование в национальном масштабе может существовать онлайн. Вместе с этим сильно чувствуется дефицит современной цифровой дидактики. Мало кто понимает, как методически организовывать онлайн-урок. И хотя многие еще пока увлечены технической стороной вопроса, совсем скоро именно методические вопросы выйдут на первый план.
— Как вы будете учитывать эти изменения в стратегии вуза, который готовит будущих учителей?
— В этом году в Московском городском педагогическом университете стартует новая стратегия развития до 2025 года. Стратегия собрана из различных проектов, включающих внедрение практик Liberal Arts в программы бакалавриата, обновление исследовательских практик, создание хаба программ дополнительного образования и многое другое.
Отдельный стратегический проект — построение цифрового кампуса. Кстати, именно благодаря этому проекту университет легко перешел на дистанционное обучение: у нас были и сервисы для онлайн-образования, и LMS для работы со студентами, и цифровой документооборот, и открытые онлайн курсы. МГПУ один из первых стал делиться такими курсами, и сейчас уже в открытом доступе портал открытых курсов МГПУ. Помимо инфраструктурной трансформации в стратегии есть Институт цифрового образования — это отдельный проект по созданию центра цифровой дидактики. Институт исследует вопросы онлайн-образования, использования искусственного интеллекта и больших данных в образовании. На результате этих исследований во многом строится подготовка будущих учителей и исследователей.
— Скажите, у вас нет такого ощущения, что многие школы и вузы больше имитируют переход на дистанционное обучение, чем реально обучают в онлайне? Как это происходит сейчас в МГПУ?
— Думаю, что имитации нет. Нет такого массового явления. Подавляющее большинство старается действовать в полную силу. Трудность в том, что полностью отлаженной методики обучения в онлайн еще не сформировано.
Во многом сейчас происходит перенос практик оффлайн в онлайн. Однако дистанционное образование ставит вопрос о привычных форматах: например, должен ли остаться урок, как должна быть организована групповая работа и пр.
Уже сейчас видно, что технологии, которые пока не очень распространены в школьной практике (например, «перевернутый класс») будут набирать обороты.
— Вы координировали несколько крупных проектов по созданию электронных решений для сферы образования. Согласны с тем, что все системы электронного обучения оказались настроены на очень выборочное обучение только самых мотивированных учащихся?
— Раньше цифровые сервисы и платформы были дополнением к основным оффлайн-активностям. Сейчас произошел переворот. Нагрузка для многих платформ стала непривычной, причем не в техническом плане (падение серверов), а в плане их использования. Сервисы веб-конференций и онлайн-обучения никогда прежде не видели столько пользователей с такой сильной мотивацией и запросом на их использование. Проблема не только в узкой специализации сервисов, но и в том, что нет экосистемы таких сервисов. Многие элементы или процессы обучения не обеспечены еще стабильными и популярными решениями.
— Как долго мы сможем продержаться в таком «ненормальном» режиме? Ваши студенты — будущие педагоги — сильно отстанут от программы? А школьники?
— Массовое онлайн-образование рано или поздно станет нормой. Это будет естественная часть образовательной жизни школы и университета. Некоторое время уйдет на стабилизацию процессов, но в целом онлайн-образование, даже в текущем «карантинном» формате может скорее усилить будущих учителей.
Немного сложнее может оказаться ситуация в школе, особенно в начальной, где есть более жесткие ограничения по времени работы с компьютером. Однако и там, я уверен, онлайн будет скорее драйвить, а не тормозить обучение. Однако для этого и сама модель школы с ее привычными сорокаминутными уроками и единым государственным экзаменом должна быть осмыслена с учетом новой цифровой реальности.