Top.Mail.Ru

Онлайн-школа: чрезвычайная мера или норма?

Корреспондент РИА Новости поговорил с проректором по развитию МГПУ Кириллом Баранниковым о том, может ли школа в национальном масштабе существовать онлайн и если да, то как к этому готовить будущих учителей
— Как, на ваш взгляд, изменится система образования после завершения карантина? Какие уроки вынесут педагоги?
— Происходящее — удивительный опыт, который невольно получают все — учащиеся, родители, учителя, методисты, исследователи, государство. Результаты этого опыта обязательно изменят образование, и, возможно, не столько механику школьного образования, сколько наше отношение, само понимание образования. Теперь все очевиднее: школа может быть онлайн. Пусть и не все так просто, есть трудности, многое предстоит переделать и обновить, но школьное образование в национальном масштабе может существовать онлайн. Вместе с этим сильно чувствуется дефицит современной цифровой дидактики. Мало кто понимает, как методически организовывать онлайн-урок. И хотя многие еще пока увлечены технической стороной вопроса, совсем скоро именно методические вопросы выйдут на первый план.
— Как вы будете учитывать эти изменения в стратегии вуза, который готовит будущих учителей?
— В этом году в Московском городском педагогическом университете стартует новая стратегия развития до 2025 года. Стратегия собрана из различных проектов, включающих внедрение практик Liberal Arts в программы бакалавриата, обновление исследовательских практик, создание хаба программ дополнительного образования и многое другое.
Отдельный стратегический проект — построение цифрового кампуса. Кстати, именно благодаря этому проекту университет легко перешел на дистанционное обучение: у нас были и сервисы для онлайн-образования, и LMS для работы со студентами, и цифровой документооборот, и открытые онлайн курсы. МГПУ один из первых стал делиться такими курсами, и сейчас уже в открытом доступе портал открытых курсов МГПУ. Помимо инфраструктурной трансформации в стратегии есть Институт цифрового образования — это отдельный проект по созданию центра цифровой дидактики. Институт исследует вопросы онлайн-образования, использования искусственного интеллекта и больших данных в образовании. На результате этих исследований во многом строится подготовка будущих учителей и исследователей.
— Скажите, у вас нет такого ощущения, что многие школы и вузы больше имитируют переход на дистанционное обучение, чем реально обучают в онлайне? Как это происходит сейчас в МГПУ?
— Думаю, что имитации нет. Нет такого массового явления. Подавляющее большинство старается действовать в полную силу. Трудность в том, что полностью отлаженной методики обучения в онлайн еще не сформировано.
Во многом сейчас происходит перенос практик оффлайн в онлайн. Однако дистанционное образование ставит вопрос о привычных форматах: например, должен ли остаться урок, как должна быть организована групповая работа и пр.
Уже сейчас видно, что технологии, которые пока не очень распространены в школьной практике (например, «перевернутый класс») будут набирать обороты.
— Вы координировали несколько крупных проектов по созданию электронных решений для сферы образования. Согласны с тем, что все системы электронного обучения оказались настроены на очень выборочное обучение только самых мотивированных учащихся?
— Раньше цифровые сервисы и платформы были дополнением к основным оффлайн-активностям. Сейчас произошел переворот. Нагрузка для многих платформ стала непривычной, причем не в техническом плане (падение серверов), а в плане их использования. Сервисы веб-конференций и онлайн-обучения никогда прежде не видели столько пользователей с такой сильной мотивацией и запросом на их использование. Проблема не только в узкой специализации сервисов, но и в том, что нет экосистемы таких сервисов. Многие элементы или процессы обучения не обеспечены еще стабильными и популярными решениями.
— Как долго мы сможем продержаться в таком «ненормальном» режиме? Ваши студенты — будущие педагоги — сильно отстанут от программы? А школьники?
— Массовое онлайн-образование рано или поздно станет нормой. Это будет естественная часть образовательной жизни школы и университета. Некоторое время уйдет на стабилизацию процессов, но в целом онлайн-образование, даже в текущем «карантинном» формате может скорее усилить будущих учителей.
Немного сложнее может оказаться ситуация в школе, особенно в начальной, где есть более жесткие ограничения по времени работы с компьютером. Однако и там, я уверен, онлайн будет скорее драйвить, а не тормозить обучение. Однако для этого и сама модель школы с ее привычными сорокаминутными уроками и единым государственным экзаменом должна быть осмыслена с учетом новой цифровой реальности.


Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»