Top.Mail.Ru

«Он настоящий?»: нужно ли рассказывать детям правду о Деде Морозе

Говорить ребенку правду про Деда Мороза или не говорить — дилемма, с которой хотя бы однажды сталкивается каждый родитель. Разбираемся, как сохранить в ребенке веру в чудо и не погрязнуть при этом во лжи.

Зачем мы рассказываем сказки про Деда Мороза

Для лжи, если верить английскому ученому Олдерту Фраю, который специализируется на вопросах практической социальной психологии, существует всего 5 причин. Люди лгут, чтобы произвести положительное впечатление на других, получить некое преимущество, избежать наказания, помочь другим или чтобы сохранить социальные отношения. Родительскую ложь про Деда Мороза в этом случае можно квалифицировать как «помощь другим».

Профессор МГПУ Александр Савенков называет это «педагогическим обманом», с помощью которого взрослые создают для детей «вымышленные модели мира». Детям как носителям мифологического мировоззрения, балансирующего на грани между фантазией и реальностью, это действительно необходимо, уверен Савенков, поскольку это развивает у них креативное мышление.

Здесь стоит отдельно сказать о том, что сказкам про Деда Мороза как главного дарителя подарков на Новый год на самом деле не так уж и много лет. Классический образ Дедушки Мороза с мешком подарков сформировался лишь в середине XX века, когда в СССР реабилитировали елку и сделали Новый год светским праздником взамен православного Рождества.

Дедушка Мороз начал приходить ко всем детям страны на елки в детских садах и школах и дарил подарки, но не просто так, а за чтение стихов, пение песен и хорошее поведение в течение года. Долгое время образ Дедушки Мороза и рассказы про него преследовали педагогическую цель: будешь хорошо себя вести — Дед Мороз принесет тебе подарок. Однако от этой концепции, как и от запугиваний бабайкой и сереньким волчком, современные родители постепенно уходят. И Дед Мороз остается просто символом самого волшебного времени года, когда сбываются желания.

Но поддерживать в детях веру в сказку и чудеса с каждым годом становится все сложнее. В декабре на улице можно за день встретить нескольких Дедов Морозов, а елок с фальшивыми волшебниками с накладными бородами в жизни детей с каждым годом становится все больше.

Когда говорить правду

Стоит ли родителям первым начинать разговор о том, что Деда Мороза не существует? Или лучше дождаться прямого вопроса от ребенка? Единственного правильного ответа на этот вопрос нет.

В каждой семье свои традиции и правила воспитания. Есть родители, которые изначально не скрывают, что все это сказка и выдумка, а есть те, кто до старших классов школы делают все возможное, чтобы поддерживать в уже выросшем ребенке веру в сказку. И большинство психологов уверены, что это правильно.

Как бы то ни было, профессор Савенков говорит:

Младшие школьники в большинстве своем готовы принимать эту игру в Деда Мороза и даже поддерживать ее в присутствии младших братьев, сестер и друзей.

Как рассказывать правду

Когда подросший ребенок (помним, что раньше 7−10 лет веру в чудеса лучше не развеивать) открыто заявляет, что он больше не верит в сказки про Деда Мороза и точно знает, что все это дело рук родителей, соседей и аниматоров, первое, что стоит сделать, — это поинтересоваться: и как ему с этим знанием? Расстроен ли он? Что он чувствует по этому поводу? Можно поделиться с ним своими воспоминаниями о том, как вы раскрыли тайну родительского заговора, обнаружив, что Снегурочка носит очки, а Дед Мороз почему-то ходит в папиных ботинках.

Открытие, что волшебства не бывает, может стать очень травматичным, но в ваших силах этого избежать Вместе порассуждайте о том, зачем люди придумали новогодних сказочных персонажей, которые есть во всех культурах мира. Можно вместе прочитать историю Нового года и Рождества в России, посмотреть, как этот праздник трансформировался и что он давал людям в каждый из моментов истории.

Поговорите о том, что вера в чудеса делает нашу жизнь радостнее, а когда мы знаем, что мы и сами можем творить чудеса, это делает нас сильнее. Соприкосновение с правдой неизбежно — это логичный этап взросления.

Источник: МЕЛ
Фото: МГПУ



Не только турники и клумбы: какими должны быть школьные дворы


05 ноября 2024 г.


Ученые МГПУ разработали методику реконструкции школьного двора с привлечением детей, родителей и учителей, а также рассказали о зарубежном опыте обустройства школьных дворов

Преподаватели и студенты ИИЯ на конференции в Институте философии РАН


05 ноября 2024 г.


Заведующая кафедрой японского языка Владлена Федянина и студенты востоковеды приняли участие в работе конференции «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход»