Заведующая кафедрой географии и туризма, профессор Ольга Шульгина выступила с докладом в Голубом зале Российского Дома ученых РАН на заседании тематической секции. Тема выступления — «Картографические сюжеты в российской и зарубежной живописи».
В своем выступлении Ольга Шульгина постаралась ответить на ряд концептуальных вопросов.
- Почему художники разных стран и эпох обращались к картографическим мотивам и включали картографические сюжеты в свои произведения?
- В какие периоды это чаще всего происходило?
- Как это было связано с историей развития картографии и географии, с восприятием и популярностью их в обществе?
- Кто из известных художников мастерски воссоздавал карты?
В ходе презентации доклада слушатели совершили виртуальную прогулку по картинным галереям России и стран Зарубежной Европы, чтобы увидеть, как картографические сюжеты представлены в российской и зарубежной живописи.
Некоторые тезисы выступления
В своем докладе Ольга Шульгина обратила внимание на то, что картография и живопись — две разные, но в чем-то близкие сферы. Географические караты, появление которых было предопределено прежде всего утилитарными целями — необходимостью ориентирования в пространстве, определения расстояний, обозначения границ — со временем приобрели и иные функции.
Картографические сюжеты присутствуют в картинах с разной сюжетной основой: это и бытовые сцены, и исторические картины, парадный портрет и портрет в интерьерах, русские иконы, натюрморты-аллегории.Неоспоримы эстетические достоинства картографических произведений, способных приковать взор, возбудить пространственные и творческие фантазии, украсить и оживить любой интерьер. И в этом карты, особенно созданные в эпоху Возрождения и барокко, вполне могут поспорить в эстетическом смысле с живописными полотнами.
Традиционное положение карты в доме — на стене, как у картин. Это стало вопросом престижа хозяина дома. Глобус и карта изображались в качестве символов науки, прогресса и престижа. Для передачи образа географа его изображали с глобусом и циркулем.
Много карт изображено на русских иконах. Однако позже их стали рисовать только для учёных, школьников и студентов. В советские времена карта превратилась в агитационный расходный материал, и выполняла практическую задачу. В это время выпускались карты гипертрофированно огромных размеров на всю стену. Они выполняли пропагандистские задачи, выступая атрибутом государственных и военных действий. В них содержался обязательный политический подтекст преобразований и свершений.
Бесспорно и то, что карта, как феномен человеческой цивилизации и как язык географии, использовалась некоторыми художниками в качестве символической, смысловой доминанты картин. Докладчик продемонстрировала это множеством наглядных примеров.
По материалам Дмитрия Ерохина