Top.Mail.Ru

Ольга Хмелькова: «Моё будущее»

Большую часть времени я посвящаю себя своей работе, считаю ее делом своей жизни, своим призванием. Моя ежедневная работа вдохновляет меня. Не бывает дня, когда я не провожу самоанализ — на верном ли я пути, что необходимо сделать для того, чтобы мои цели были результативными? А будет ли полезным завтра то, что я делаю сегодня? Таким, — каким я его задумала. Ежедневно я сталкиваюсь с проблемами выбора и действия в настоящем, которые я стараюсь решить с предиктивной точки зрения.

По мнению Эрика Сигеля, автора книги «Просчитать будущее», «…нам необходимо в буквальном смысле научиться прогнозировать». И хотя в его книге речь идет о технологиях компьютерного прогнозирования, это не отменяет эффективности данного метода. Умение предвидеть цепочку вариантов развития событий, сработать на опережение и выдать в результате именно тот «продукт», который будет полезен — это то, к чему я стремлюсь в своей работе изо дня в день. Тщательно спрогнозированный (ожидаемый) результат неразрывно связан с этапом анализа и планирования. При этом, я допускаю степень погрешности в конечном результате по причине постоянно изменяющихся условий.

Для того чтобы говорить о том, каким я вижу свое будущее обратимся к значению самого понятия.

Будущее — это:

  1. Википедия говорит нам, что это «…гипотетическая часть линии времени, множество событий, которые ещё не произошли, но могут произойти. Ввиду того, что события характеризуются как временем, так и местом, будущее занимает область пространственно-временного континуума».
  2. В новом толково-словообразовательном словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой значение термина «будущее» определено как: «…период времени, который последует за настоящим; предстоящие события; дальнейшая судьба, участь, кого-л., чего-л.»

Для того, чтобы рассуждать о том, каким будет именно мое будущее, мне самой необходимо обратиться к своему прошлому, взглянуть на себя со стороны, вспомнить то, о чем я мечтала в детстве и юности.

Я родилась в 1985 году в обычной семье. Мама была учителем начальных классов, папа трудился на металлургическом комбинате. Жили как все. Светлое будущее в том виде, каким его видел мой дедушка, так и не наступило, все пошло «не по сценарию», но никто не мог предсказать именно такой сценарий.

Тем не менее, могу сказать, что я росла в удивительное время — на моих глазах появлялись технологии, о которых мы не просто мечтали. Особенно удивительным было сверхбыстрое наступление технологического будущего — в настоящее, когда мечты моментально становились предметной реальностью.

Если говорить о поступательном становлении меня как личности нужно отметить, что моя семья помогала мне расти и двигаться в различных направлениях, каждый из членов семьи старался поделиться своим жизненным опытом и мудростью, настраивая на то, что «не получается только у тех кто не пробует».

Считаю важным, что родители смогли воспитать во мне чувство ответственности за деятельность, которой я занимаюсь.

Мой дедушка прививал мне любовь к музыке, чтению, истории, изобразительному искусству, родители способствовали моему развитию в дополнительном образовании: занятия по хореографии, театральному мастерству, спорту, выбрали для моего обучения образовательное учреждение, о котором я не перестану говорить с гордостью и признанием.

Брат стал примером в познании исследовательской деятельности, которая переросла в юности в мою увлеченность археологией с долгожданными выездами на раскопки в летний период. Все, чем бы я ни занималась, я старательно доводила до конца, что во многом заложило опорные точки в характере и моих стремлениях.

Во времена обучения в лицее я еще не догадывалась о том, что свяжу свою жизнь с системой образования, но сейчас, по истечении семи лет непрерывной работы в образовательных организациях города Москвы, начав свой путь с воспитательной и профилактической работы и став руководителем учреждения дополнительного образования, я могу сказать с уверенностью, что абсолютно все, что было в моей жизни, происходило не зря.

Никто не может знать на сто процентов, каким будет именно его будущее, но прилагая усилия, развиваясь в течение всей жизни человек, по моему убеждению, обязательно достигнет тех целей, которые он поставил перед собой и хорошо, если на его пути встретились педагоги, кто смог вложить зерна к стремлению познания и развития.

Одним из таких педагогов для меня стал заслуженный работник культуры Российской Федерации, профессор ЧГАКИ Николай Петрович Шилов. Он научил меня во что бы то ни стало не стоять на месте, «не превращаться во взрослого», стараться думать нестандартно, фантазировать, уметь радоваться неожиданным поворотам жизненных событий и перипетий, отдавая дань уважения богатству родного языка.

«Мы стоим на верном пути, мы стоим, а надо идти» — этими словами начал одну из своих лекций Александр Матвеевич Моисеев, ведущий научный сотрудник лаборатории развития личностного потенциала МГПУ, кандидат педагогических наук, доцент. Действительно, остановка сегодня, бездействие, недостаточная проработка задач, либо ослабление контроля над их исполнением может сыграть с нами злую шутку.

Прусскому военачальнику, военному теоретику и историку Карлу фон Клаузевицу принадлежит цитата «Завтра заключается в сегодня, будущее создаётся в настоящем; в то время как вы безумно уповаете на будущее, оно уже выходит изуродованным из ваших ленивых рук. Время — ваше, то, чем оно станет, зависит от вас».

Несмотря на определенный кризис современности, выраженный в повышенном интересе общества к будущему, мне вспомнились рассуждения польского философа, футуролога и писателя-фантаста Станислава Германа Лема, автора книги «Сумма технологии», изданной в уже далеком 1964 году.

Мой интерес вызывают его рассуждения о технологиях будущего и о том, какими он представляет себе картины возможного развития цивилизаций. Он говорит о том, что «…очередная технологическая революция не может не нести с собой задач и проблем, очень трудных и даже таящих угрозу, но речь идет лишь об одном источнике угрозы, которым может служить лишь невежество — незнание законов развития, будь то общественного, будь то естественного, природного. Наилучшим средством против невежества служит новое знание, причём ситуация требует все энергичней обращать прежний порядок явлений: в предыстории практика, естественно, опережала теорию, ныне же теория обязана провидеть пути практики, ибо за всякое невежество, проявленное сейчас, человечеству придётся дорого заплатить потом».

Я не являюсь приверженцем технологии «форсайт», как известно все течет и все меняется, однако на пути к своему будущему я готова постоянно вносить коррективы в заранее поставленной цели и задачам.

Размышляя об этом, я прихожу к мнению о необходимости более тщательного подхода к содержанию, качеству и конечной пользы того к чему именно я стремлюсь, не отступая от своих ценностей, стремиться осуществлять будущие проекты с наибольшей отдачей для всех участников образовательного процесса и общества в целом.

Своим будущем я вижу возможность реализации инновационных социальных и образовательных проектов на уровне учреждения дополнительного образования. Пусть это будет не столь масштабно, но мне бы этого хотелось. Время покажет.

Комментирует Александр Левинтов

Очень интересное и глубокое эссе, персонифицированное, что очень ценно. Для меня также ценно ваше исследовательское, а не эмоциональное отношение к будущему: исследовать — значит сомневаться не во времени, а в себе (research, исследование, есть рефлексия search, поиска). Вы правы — будущее всегда Е/И, естественное, как неотвратимое грядущее (завтра солнце встанет независимо от нас) и как искусственная, создаваемая нами конструкция.

Также по этой теме



Поздравления ноябрьским юбилярам


02 ноября 2024 г.


Ноябрь - последний месяц осени, самый пик первого семестра учебного года. Юбиляры ноября-сотрудники и преподаватели университета, успешно трудятся в наших подразделениях. Ветеранская организация поздравляет с юбилейными датами наших ветеранов.

Вебинар «Службы методического консалтинга» для учителей России


01 ноября 2024 г.


Преподаватель МГПУ Молчанова Мария выступила спикером на вебинаре по методике обучения языкам для учителей со всей страны