Top.Mail.Ru

Олег Зверев: о балансе между запретом смартфонов на уроках и социализацией

Госдума приняла в первом чтении законопроект об ограничении использования телефонов в школах — задействовать их разрешат только в образовательных и экстренных целях. Действительно, ситуации, когда ученики некорректно используют мобильные телефоны во время уроков, не редкость. И педагогам сложно влиять на эту ситуацию, ведь они сталкиваются не только с технологическими вызовами, но и с психологической зависимостью учеников от устройств.

Чрезмерное использование смартфонов может оказывать негативное влияние на эмоциональный фон в классе. Одной из ключевых задач нового законопроекта называется устранение психологического дискомфорта, который испытывают все участники учебного процесса. Учителя могут чувствовать себя невротизированными, осознавая, что за каждым их шагом могут следить, каждое слово записывать. В некоторых случаях учащиеся специально создавали ситуации, чтобы снять «годный контент» для социальных сетей, что ставит учителей, да и учеников, в уязвимое положение.

Также телефон на уроке приводит к перекосу в восприятии роли учителя: с одной стороны, он не может физически отобрать телефон у ученика, так как это частная собственность, а с другой — несет ответственность за контроль над ситуацией в классе. Введение новых правил и ограничений поможет легитимизировать потребность учителей в контроле и защите своего профессионального пространства.

Уже сейчас есть опыт российских частных школ, где ограничения на использование телефонов введены и показывают эффективность: продуктивность учебы повышается, атмосфера на уроке становится более комфортной. После введения запрета ученики становятся меньше зависимы от своих устройств даже вне школы и больше сосредоточены на других важных аспектах жизни.

Основные жалобы учителей на использование мобильных телефонов связаны с тем, что устройства отвлекают школьников от учебного процесса. Когда ученик погружен в свой телефон, его внимание сосредоточено на экране, а не на учебном процессе. Снижается эффективность обучения, ухудшается восприятие учебного материала. Поэтому важно, чтобы учителя имели возможность и инструменты для регулирования использования мобильных телефонов в классе.

Важно понимать, что мобильный телефон — это и мощный инструмент социализации и обучения. Необходимо научить детей разбираться в информационном потоке, фильтровать и анализировать контент. Поэтому не столько запрет, сколько обучение правильному и ответственному использованию технологий должно стать ключевой задачей будущих изменений. Более того, в определенных ситуациях телефоны являются учебным инструментом, например, для выполнения заданий с калькулятором или для измерения дистанции с помощью дальномера в телефоне.
И закон позволит учителям легально ограничивать использование мобильных устройств именно в неконструктивных целях, тем самым повышая эффективность учебного процесса и снижая уровень отвлечения учащихся. Однако вопрос о том, насколько реально осуществить такие ограничения, остается открытым.

Практики регулирования использования мобильных телефонов в школах, которые я наблюдал, весьма разнообразны. В некоторых учебных заведениях, например, используются специальные боксы на ресепшене, куда ученики могут сдавать свои телефоны. При необходимости они могут прийти и взять телефон для совершения звонка или отправки сообщения, а затем снова его сдать. Такой подход позволяет сохранить доступ к связи, что особенно важно, учитывая, что школьникам нужна возможность общения с родителями.

Основной вопрос тут в том, как будут организованы хранение телефонов и доступ к ним в случае экстренных ситуаций. Например, в чрезвычайных обстоятельствах важно, чтобы у учеников был доступ к своим устройствам. Поэтому школы должны продумать систему, которая позволяла бы учащимся быстро получить доступ к своим телефонам.
Также важен вопрос ответственности за сохранность сданных устройств. Если телефон ученика окажется поврежден или потеряется во время хранения в школе, необходимо четко определить, кто несет за это ответственность.

Существуют определенные ситуации, требующие индивидуального подхода, например, когда у ученика есть медицинские потребности или особые условия здоровья, требующие постоянного мониторинга через гаджеты, такие как смарт-часы. В таких случаях школы должны предоставлять исключения и обеспечивать адекватную обратную связь родителям.

Автор статьи доцент МГПУ Олег Зверев

Источник «Известия»

Фото: МГПУ


Персоны



В МГПУ завершилась одиннадцатая Школа КВН


21 ноября 2024 г.


По итогам трехдневного обучения от опытных игроков более 30 студентов стали частью сообщества КВН МГПУ

«В сотрудничестве сила»: Анна Данилина о «Школе в ФОКУСе»


21 ноября 2024 г.


Эксперт МГПУ рассказала об итогах сессии методического объединения, прошедшей на конференции «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы»