Top.Mail.Ru

Окончание магистратуры МГПУ как начало нового пути

24 июня 2023 года сообщество исследующих, размышляющих и неравнодушных к будущему дошкольного образования специалистов, пополнилось. В этот день состоялась защита магистерских диссертаций выпускников программы МГПУ «Проектирование и экспертиза дошкольного образования (культурно-исторический подход Л. С. Выготского)» *.

Это событие стало долгожданным и волнительным не только для студентов, но и для педагогов и научных руководителей программы. Своими мыслями в личном telegram-канале поделилась Ольга Шиян, доцент Дирекции образовательных программ, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка: «Зачем исследование педагогам, которые в обычной жизни никогда бы не встретились ни с Пирсоном, ни с Уилкоксоном? А затем, что это:

  • опыт долгого дыхания, когда „результат“ далеко за горами, и надо каждый день совершать еще один шаг в длиннейшей многоходовке;
  • опыт риска, потому что гипотеза может не подтвердиться;
  • опыт смирения и трезвости, когда понимаешь, что исследовать можешь только тот самый „камешек на берегу океана неизведанных истин“;
  • опыт преодоления, когда оглядываешься назад и не веришь — неужели я это сделал?
  • опыт незавершенности, когда понимаешь, что все ответы не окончательны, что все еще только начинается!».

Ольга Александровна также поделилась результатами работы магистрантки Юлии Мухиной, исследовавшей роль и значимость удивления в группе детского сада:

«Исследование среды дошкольных групп показало, что можно провести в группе три часа и ни разу не обнаружить, что взрослый чему-то удивился или поддержал детское удивление! <…> Удивление может быть „выращено“ взрослым, если он, во-первых, создает ситуацию, когда ребенок „не угадывает“, то есть сталкивается с неподтверждением своего предположения, а, во-вторых, когда помогает встретить такое несовпадение радостью, снимая страх ошибки».

Анна Якшина, младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ УГО МГПУ, стала научным руководителем Валентины Смирновой. Будучи педагогом детского сада № 56 города Костромы, Валентина Николаевна провела исследование, посвященное взаимосвязи игры, гибкости воображения и детских нарративов, на базе своей образовательной организации. Работа получила оценку «отлично» и была особо отмечена комиссией. Вот как прокомментировала на странице своего telegram-канала исследование магистрантки Анна Якшина:

«Мы с Валентиной Смирновой исследовали, как связаны игра и детские истории. Радуюсь, когда талантливые педагоги отважно идут осваивать исследовательскую позицию. <…> Нам удалось выявить связь структуры нарративов и особенностей художественного образа с игрой. Но что самое ценное и радостное для меня — эксперимент показал, что опыт спонтанного сочинительства влияет на количество вызовов в детской игре! Т. е. если с детьми сочинять истории, то это будет развивать их субъектность в игре, способность предлагать идеи. Вот настоящее образование, развивающее ведущую деятельность. И если на детские истории нет времени, то нет времени на развитие».

Интересно, что за защитой Валентины Смирновой следила ее коллега Вероника Кузьмина, старший воспитатель детского сада № 56 и выпускница магистратуры «Проектирование и экспертиза дошкольного образования» позапрошлого года. Ностальгируя по обучению в МГПУ, она написала: «Эта магистратура очень прокачивает мышление. В любой ситуации неопределенности творческое мышление просто необходимо. А таких ситуаций у нас сейчас — каждый день и через день. Лучший рецепт — развивать мышление».

А что же думают об обучении в магистратуре выпускники этого года? Лучшим ответом на этот вопрос, пожалуй, станет публикация Светланы Кошенковой: «Сегодня закончился прекрасный этап в жизни — магистратура в МГПУ. Жалко отпускать эти завершившиеся два года. Все это время появлялись новые смыслы, действия, наполнялась важным общением с единомышленниками — такое всегда не хочется отпускать из своей жизни.

Зачем еще я училась в возрасте и статусе „уже работаю, все нормально“? Я поступила на удивительную программу — сама об этом не догадывалась сначала — концептуальноцентричную и детоцентричную, умещающую два этих фокуса одновременно. Что происходит еще реже в программах — я могла повлиять на программу занятий и форму их проведения. На курсах у Ольги Александровны Шиян и Игоря Богдановича Шияна случались удивительные дискуссии, и впервые на этих курсах я поняла, что такое развитие мышления, какое это удовольствие — коллективно размышлять. И эта прокачка мышления была глубоко индивидуальной, на важные практические и теоретические темы в дошколке. И мышления не формально-логического — такое везде и всюду — а диалектического, которое более „жизненное“.

И что важно — это ценности, которые пронизывали все курсы:

  • о выборе ребенка;
  • о расширении его возможностей и важности когнитивного и эмоционального развития;
  • об уникальности дошкольного детства;
  • об его особости в отличие от школьников и взрослых и, конечно, о важности спонтанной игры».

От всей души поздравляем выпускников!

* В 2023—2024 учебном году магистерская программа «Проектирование и экспертиза дошкольного образования» будет переименована. Актуальное название программы —«Проектирование и экспертиза дошкольного и школьного образования (культурно-исторический подход Л. С. Выготского».

Фото: freepik.com



Не только турники и клумбы: какими должны быть школьные дворы


05 ноября 2024 г.


Ученые МГПУ разработали методику реконструкции школьного двора с привлечением детей, родителей и учителей, а также рассказали о зарубежном опыте обустройства школьных дворов

Преподаватели и студенты ИИЯ на конференции в Институте философии РАН


05 ноября 2024 г.


Заведующая кафедрой японского языка Владлена Федянина и студенты востоковеды приняли участие в работе конференции «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход»