Октябрь выдался очень насыщенным и интересным в институте специального образования и психологии. Студенты 3 и 4 курсов выходили на педагогическую практику в различные образовательные учреждения города Москвы для детей с ограниченными возможностями здоровья. У обучающихся была возможность как выбрать самим организацию для прохождения практики, так и воспользоваться помощью руководителей практики. В ходе практики обучающиеся знакомились с основными направлениями работы, связанными с их будущей профессиональной деятельностью.
Перед выходом на практику со студентами была проведена установочная конференция, на которой обсуждались основные организационные моменты и давались ответы на вопросы студентов. В первые дни практики студенты прошли инструктаж и изучили требования, которые предъявляются к практикантам в учреждении, познакомились с материально-технической базой образовательной организации, нормативно-правовой документацией, структурой и педагогическим коллективом. Для каждого студента был назначен руководитель практики от института, а также от профильной организации.
В самом начале практики был сформирован индивидуальный план работы для каждого из обучающихся, а также выбраны дни и время, в которые студенты должны были присутствовать на базе практики. Взаимодействие студентов с тифлопедагогом начиналось с ознакомления с должностными обязанностями, с планом и организацией работы тифлопедагога, оснащением кабинета, изучением методической литературы.
В ходе практики студенты посещали групповые и индивидуальные занятия тифлопедагога, помогали воспитателю в группе с детьми с нарушением зрения. Все свои наблюдения студенты фиксировали в дневнике педагогической практики, который являлся обязательным отчетным документом при сдаче зачета по практике.
В течение практики студенты писали конспекты, необходимые им для подготовки к занятиям, подготавливали материалы к открытым занятиям, набирались важного опыта для своей будущей педагогической деятельности. Важной составляющей практики являлось проведение открытых индивидуальных и групповых занятий, а также досуговых мероприятий.
На вопрос: «Что Вам больше всего понравилось на практике?», студенты отмечают посещение «Кабинета зрения», «наблюдение за реабилитацией детей на специальных аппаратах», «занятия дефектолога», а также взаимодействие с детьми в рамках занятий, режимных моментов и игровой деятельности.
Приведем примеры некоторых отзывов студентов:Василиса: «Педагогическая практика, которая осуществлялась с 6 октября по 2 ноября 2021 года оставила яркие положительные впечатления. На базе прохождения практики работают замечательные квалифицированные тифлопедагоги, учителя начальных классов, которые провели интересные открытые уроки и занятия, благодаря которым я смогла познакомиться ближе со своей профессией, узнать важные нюансы и увидеть весь процесс обучения своими глазами. Особенно впечатляющими были индивидуальные занятия с детьми по обучению шрифту Брайля и использовании увеличительных приборов».
Вера: «На нашей базе практики мы познакомились с организацией инклюзивного образования в школе, применением новых технологий по организации доступной среды для детей с ОВЗ, в частности, для детей с нарушением зрения. У нас была возможность поработать и изучить документацию дефектологов данного образовательного учреждения. Нам осветили множество важных теоретических и практических аспектов работы специалистов, работающих в условиях инклюзивного образования с детьми с нарушением зрения, и разрешили попробовать применить свои профессиональные навыки на занятиях с детьми. Эта практика была очень познавательна и полезна!»
Виктория: «Школа 1499 — прекрасное учебное учреждение, где нам посчастливилось посетить и увидеть воочию, как работает консилиум в школе. Родители могут обратиться по любому вопросу и им помогут и все объяснят. В школе работают потрясающие педагоги и учителя. Мы с удовольствием бы вернулись на практику в эту школу».
Ирина: «На практике мы познакомились с настоящими профессионалами своего дела, увидели кабинет сестры-ортоптистки, узнали особенности применения разнообразного офтальмологического оборудования. В целом практику можно считать удачной. Я получила бесценный опыт в работе с детьми, в общении с педагогическим коллективом по развитию своих профессиональных умений, познакомилась с новыми пособиями, литературой. Я овладела качественной системой профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять деятельность учителя-дефектолога (тифлопедагога) в условиях специального дошкольного учреждения для слабовидящих детей».
Дмитрий: «Из положительных сторон практики: научился взаимодействовать с детьми с нарушением зрения и в целом узнал, что такое быть учителем дефектологом, тифлопедагогом. Из трудностей, которые испытал, отмечу первоначальную неуверенность в работе с особыми детьми, но позже, когда активно влился в работу, почувствовал уверенность в собственных силах».
Таким образом, педагогическая практика была важной ступенью в понимании основных направлений работы тифлопедагога, учителя начальных классов и воспитателя, а также расширении представлений о выбранной профессии.