Мы рады сообщить о выходе новой книги «Школа без неуспешных. Стратовая дифференциация: опыт московских школ», подготовленной сотрудниками ИСМиТО МГПУ совместно с учителями и управленцами московских школ.
Что делать учителю, когда все учащиеся разные? Существуют условные группы учащихся в классе: сильные, средние и слабые, — которые формируются в учебном процессе сами собой. Причина в темпе преподавания и объеме предлагаемого на уроке материала: для кого-то они недостаточны, а для кого-то, напротив, слишком велики.
Попытки формировать классы исключительно на основе успешности учащихся могут приводить к тому, что, попадая в «класс неуспешных», ребенок на всю жизнь лишается уверенности в своих силах, мотивации, у него снижается самооценка. Кроме того, ребенок с низкими результатами по одному из предметов, оказавшись в «классе неуспешных», часто теряет мотивацию к обучению в целом.
Однако в ряде школ Москвы накоплен довольно большой опыт формирования групп гибкого состава — мета-групп из близких по способностям, темпу деятельности, учебной мотивации и обученности учащихся. Несколько мета-групп разных уровней формируются из числа учащихся всех классов параллели для изучения той или иной учебной дисциплины, при этом сами классы сохраняются. Такого рода мета-группы имеют еще одно название — страты.
В книге обобщен опыт двадцати московских школ, использующих технологию стратовой дифференциации. Даже само по себе описание и обобщение такого опыта представляет интерес, однако в книге есть рекомендации для представителей тех школ, которые захотят внедрить в свой образовательный процесс стратовую технологию: с чего начать и в какой последовательности вести работу на всех этапах внедрения, как просчитать возможность и необходимость стратификации параллели на том или ином предмете, как подобрать кадры для работы в стратах, как работать с учащимися и, что очень важно, — с родителями. Также в книгу включены примеры документов, рассказано, как их формировать, включены примеры поурочного планирования по нескольким предметам по разным параллелям, конспекты уроков и другие материалы.
Издание можно скачать со страницы проекта, где размещены и видеоролики по стратовому обучению: исмитомгпу-проекты.рф/straty.
Изображение из архива ИСМиТО, Freepik