Top.Mail.Ru

«Обучение — Образование — Компетентность»: итоги семинара

17 марта 2021 года состоялось шестое заседание четвертой серии постоянно действующего семинара МГПУ «Что такое деятельностный подход в образовании». На заседании обсуждалась тема «Обучение-учение — Образование — Компетентность: связь понятий и практик?». Открыл заседание ректор МГПУ Игорь Реморенко, также с сообщениями выступили Татьяна Ковалёва, заведующая лабораторией индивидуализации и непрерывного образования Института непрерывного образования МГПУ, Александр Попов, заведующий лабораторией компетентностных практик образования Института системных проектов МГПУ, и Алексей Воронцов, доцент Дирекции образовательных программ МГПУ.

В своем докладе «Конспект: Образование/ Просвещение/ Обучение/ Воспитание» Игоря Реморенко проанализировал изменения в определениях термина «образование» в российском законодательстве и обозначил различия между понятиями «образование» и «просвещение»: воспитание занимается формированием личностных результатов, а обучение — развитием когнитивных способностей. Он также определил ключевые характеристики различных видов образования (в том числе дополнительного). Особенность этого вида образования, по мнению спикера, заключается в том, что оно целиком строится вокруг интересов субъект. Игорь Реморенко привел примеры того, как формулируются цели образования в других странах, взяв за основание британский опыт определения задач естественнонаучного блока: «Качественное естественнонаучное образование закладывает основы для познания мира через специальные дисциплины: биология, химии и физики. Наука изменила нашу жизнь и имеет жизненно важное значение для будущего процветания мира, и все ученики должны быть обучены основным аспектам знаний, методов, процессов и использования науки. Через формирование совокупности ключевых фундаментальных знаний и концепций следует поощрять учащихся к осознанию силы рационального объяснения и развитию чувства возбуждения и любопытства к природным явлениям. Их следует поощрять к пониманию того, как наука может быть использована для объяснения происходящего, предсказания поведения вещей и анализа причин».

С сообщением «Русские компетенции» выступил Александр Попов. Он проанализировал связь компетенции с капитализацией, ознакомил аудиторию с типологией компетенций, основанной на процессах корпоративного управления. Затем докладчик обозначил различия между ресурсом, капиталом и потенциалом и рассказал, как работает деятельностное образование в практике онтологического познания.

Татьяна Ковалёва представила в своем выступлении основные форматы тьюторской работы, привела типологию компетентностей в современном образовании (Hard Skills, Soft Skills, Self Skills). Более подробно она остановилась на характеристиках Self Skills, связанных с навыками самообразования.

Сообщение Алексея Воронцова было посвящено описанию схем, фиксирующих различие между учением, обучением и образованием. Он также рассказал о технологии развивающего обучения как о приоритетном способе формирования компетенций.

В заключение Борис Эльконин, главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ, отметил важность понимания ситуации, которая привела к возникновению понятия «компетентность». Это понятие изменило смысл образования и обучения, переориентировав его с освоения знания на освоение действия.

Материалы заседания семинара доступны по ссылке.

Слайд9
Слайд3
Слайд7
Слайд8
Слайд4
Слайд2
Слайд3


Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»