17 марта 2021 года состоялось шестое заседание четвертой серии постоянно действующего семинара МГПУ «Что такое деятельностный подход в образовании». На заседании обсуждалась тема «Обучение-учение — Образование — Компетентность: связь понятий и практик?». Открыл заседание ректор МГПУ Игорь Реморенко, также с сообщениями выступили Татьяна Ковалёва, заведующая лабораторией индивидуализации и непрерывного образования Института непрерывного образования МГПУ, Александр Попов, заведующий лабораторией компетентностных практик образования Института системных проектов МГПУ, и Алексей Воронцов, доцент Дирекции образовательных программ МГПУ.
В своем докладе «Конспект: Образование/ Просвещение/ Обучение/ Воспитание» Игоря Реморенко проанализировал изменения в определениях термина «образование» в российском законодательстве и обозначил различия между понятиями «образование» и «просвещение»: воспитание занимается формированием личностных результатов, а обучение — развитием когнитивных способностей. Он также определил ключевые характеристики различных видов образования (в том числе дополнительного). Особенность этого вида образования, по мнению спикера, заключается в том, что оно целиком строится вокруг интересов субъект. Игорь Реморенко привел примеры того, как формулируются цели образования в других странах, взяв за основание британский опыт определения задач естественнонаучного блока: «Качественное естественнонаучное образование закладывает основы для познания мира через специальные дисциплины: биология, химии и физики. Наука изменила нашу жизнь и имеет жизненно важное значение для будущего процветания мира, и все ученики должны быть обучены основным аспектам знаний, методов, процессов и использования науки. Через формирование совокупности ключевых фундаментальных знаний и концепций следует поощрять учащихся к осознанию силы рационального объяснения и развитию чувства возбуждения и любопытства к природным явлениям. Их следует поощрять к пониманию того, как наука может быть использована для объяснения происходящего, предсказания поведения вещей и анализа причин».
С сообщением «Русские компетенции» выступил Александр Попов. Он проанализировал связь компетенции с капитализацией, ознакомил аудиторию с типологией компетенций, основанной на процессах корпоративного управления. Затем докладчик обозначил различия между ресурсом, капиталом и потенциалом и рассказал, как работает деятельностное образование в практике онтологического познания.
Татьяна Ковалёва представила в своем выступлении основные форматы тьюторской работы, привела типологию компетентностей в современном образовании (Hard Skills, Soft Skills, Self Skills). Более подробно она остановилась на характеристиках Self Skills, связанных с навыками самообразования.
Сообщение Алексея Воронцова было посвящено описанию схем, фиксирующих различие между учением, обучением и образованием. Он также рассказал о технологии развивающего обучения как о приоритетном способе формирования компетенций.
В заключение Борис Эльконин, главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ, отметил важность понимания ситуации, которая привела к возникновению понятия «компетентность». Это понятие изменило смысл образования и обучения, переориентировав его с освоения знания на освоение действия.
Материалы заседания семинара доступны по ссылке.