С 22 по 27 ноября 2021 года прошли курсы повышения квалификации «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды», в которых приняли участие управленческие команды 20 школ и 10 детских садов Новгородской области, Республики Мордовия и Иркутской области. Это первый этап Программы по развитию личностного потенциала, которая реализуется в регионах России Благотворительным фондом «Вклад в будущее», Лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ. Всего в двух параллельных потоках обучения приняли участие 126 человек.
Обучаясь на курсах, каждая управленческая команда готовилась к разработке и реализации проектов создания личностно-развивающей образовательной среды в своей образовательной организации.
Темы и особенности обучения
В течение первых пяти дней обучения частники знакомились с основными положениями Программы по развитию личностного потенциала, концепцией личностного потенциала Д. А. Леонтьева, основными принципами стратегического проектирования, способами диагностики и инструментами совершенствования образовательной среды и др. Помимо теоретической части программа включала большой объем практических занятия: анализ образовательной среды по методике В. А. Ясвина, изучение кейсов других школ и детских садов, формулирование идей, постановка целей и прогнозирование ожидаемых результатов управленческих проектов.
Презентация концепций проектов
В заключительный день курса участники представили экспертам концепции — предварительные версии проектов создания личностно-развивающей образовательной среды. Многие управленческие команды сделали акцент на творческих возможностях, уделили внимание развитию личности детей, родителей и педагогов. Среди концепций проектов:
- «Развитие успешности для всех участников образовательных отношений через создание личностно-развивающей образовательной среды» (МБДОУ «Детский сад № 73 Ладушки», г. Великий Новгород);
- «Школьный дворик как центр создания личностно-развивающей образовательной среды» (МБОУ «Лицей № 1 р.п. Чамзинка», Республика Мордовия);
- «Школа — радуга возможностей для всех и для каждого» (МАОУ «Панковская СОШ», п.г.т. Панковка, Новгородская область);
- «Создание творческого кампуса „Раскрасим будущее“ для развития личностного потенциала всех участников образовательных отношений» (МОУ «Средняя общеобразовательная школас углубленным изучением отдельных предметов № 32», г. Саранск);
- «Аксиос: воспитание детей в православно-ориентированной среде» (МАОУ «Школа № 20 имени Кирилла и Мефодия», г. Великий Новгород);
- «Создание модели личностно-развивающей образовательной среды, формирующей мотивацию к личностному развитию субъектов образовательных отношений» (МОУ «Берсеневская средняя общеобразовательная школа», с. Берсеневка, Республика Мордовия), и многие другие.
Итоги
По окончании программы повышения квалификации управленческие команды доработают свои концепции в полноценные проекты и представят их экспертам в январе 2022 года. Затем в течение трех лет они будут реализовывать проекты, создавая в своих образовательных организациях личностно-развивающую образовательную среду. Региональные обучающие и сопровождающие команды им в этом помогут.
«Мы получили инструментарий для решения нашей проблемы, над которой задумываемся последние 3 года. Кроме того, на курсах была создана дружеская, душевная атмосфера, что позволило без напряжения разработать концепцию проекта!»
— сказала Марина Добряева, директор МОУ «Лямбирской СОШ № 2» (Республика Мордовия).
«Курс интересный, интенсивный. Очень много информации для размышления и принятия. Опыт других и взгляд со стороны на своё образовательное учреждение вносит новые идеи и коррективы. Особенно запомнились выступления А.Х. Фам, А.В. Голубицкого, Н.В. Уфимцевой, хочется слушать их бесконечно… Для меня было много нового и интересного. Спасибо за возможность увидеть и проанализировать свои проблемы и наметить пути их решения. Будем воплощать наши проекты в жизнь»,
— поблагодарила организаторов Светлана Андреева, директор МАОУ «СОШ № 4», г. Боровичи (Новгородская область).