Сотрудники лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ провели открытый семинар в ВШЭ совместно с Максимом Булановым, специалистом образовательной программы Indiana University School of Education in Indianapolis. На нем спикеры рассказали о тенденциях и перспективах образовательной урбанистики — и предложили сделать ее новым направлением в педагогике.
Эксперты также поделились результатами пятилетней работы: за это время они открыли магистратуру «Педагог-исследователь городской среды», выпустили несколько педагогических пособий, завершили совместный проект с домом культуры «ГЭС-2» — и это лишь некоторая часть их достижений.
В сегодняшней статье мы публикуем основные моменты из выступлений спикеров.
Не только мегаполис, но и деревня
Город — это условность. Образовательную урбанистику можно развивать везде, и в деревнях тоже. Понятно, что мегаполис предлагает больше возможностей, пространств и проектов. Но это не самое главное — важнее здесь оказываются компетенции учителя, а не инфраструктура той местности, где он живет и работает.
К примеру, в 2020 году Сысерть вошла в число «обучающихся городов» ЮНЕСКО (всего в мире их около 200). Команда Школы Образовательной Урбанистики в течение года проводила для жителей различные обучающие встречи и проектные сессии, на которых учителя и члены местного сообщества делились опытом, организовала курсы повышения квалификации, создавала концепцию летнего проектного лагеря
Другой проект — «Балет на тротуаре» — лаборатория развивала в Москве по заказу дома культуры «ГЭС-2». Это был проект для подростков, который позволил исследовать, как они воспринимают городское пространство: где и почему чувствуют себя комфортно, а где — наоборот. Результаты этого исследования еще находятся в процессе обработки.
О том, почему нельзя просто «выдать список, куда ходить»
«Мы начали с того, что попытались описать, каталогизировать то, что происходит в музеях и библиотеках Москвы. Но столкнулись с тем, что это бессмысленно: то, что ты сегодня описал, завтра исчезло, неформальное поле только так и живет. Это не очень понимают учителя, которые воспринимают образовательную урбанистику так: „Выдайте нам список, куда ходить“», — говорит Екатерина Асонова, заведующая лабораторией.
Отказавшись от идеи количественного исследования («описать нельзя — оценивать можно»), команда МГПУ разработала шкалу оценки интерактивных образовательных практик. Эксперты создали несколько пособий для педагогов («Город как учебник», «Закрой учебник, открой город»), открыли профильную магистратуру для педагогов-урбанистов и занялись «перепрошивкой» профессиональных стандартов.
«Мы говорим о новой функциональной грамотности учителя, чтобы он мог любой городской объект увидеть как педагогический ресурс. Видим, что имитации, которые еще допустимы в школьной „коробке“, в городе уже не работают», — объясняет Екатерина Асонова.
«Урбанистическая» магистратура: как создавали и чему там учат
Работу с развитием педагогических компетенций городского учителя в МГПУ начали с курсов повышения квалификации, но увидели, что получается однобоко — приходят только учителя. Поэтому магистратура «Педагог-исследователь городской среды» создавалась с таким прицелом, чтобы учительскую среду там разбавляли представители разных сфер. В первый набор пришли архитекторы, лидеры сообществ, кураторы культурных пространств, креативные директора и даже многодетные мамы («Это тоже профессия!» — подчеркнули докладчики).
Вот что говорит Анастасия Россинская, ведущий научный сотрудник лаборатории: «В педагогическом образовании отсутствует видение, понимание городского пространства. По-прежнему все методики рассчитаны на работу в классе, ничего не видят за его пределами, в лучшем случае предлагается сходить на подготовленную кем-то экскурсию. Мы обобщаем практики и рассказываем школе и городу друг о друге».
В «урбанистической» магистратуре все педагогические идеи и знания учат «заземлять» на своей улице — и не важно, мегаполис это или деревня. Здесь учат выступать продюсерами городских проектов, пробуя психологический, социологический и другие подходы. Среди тем дипломных работ, защищаемых в этом году, — игровые городские маршруты для развития гуманности младших школьников, проект по развитию коммуникативных умений у подростков с аутическим расстройством в городской среде, портал о соучаствующем проектировании
С полной записью семинара можно ознакомиться здесь, а с презентацией — здесь.