В институте среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского уделяется особое внимание грамотному формированию образовательной среды. Культивируются педагогические условия и обстоятельства, которые направленны на развитие обучающихся.
- Сочетание исторически-сложившихся педагогических традиций и инновационного управления обучением.
- Оптимизация образовательного контента по требованиям самых передовых информационно-коммуникативных и цифровых технологий.
Это современные условия многоярусного развития института. Из выполнение предполагает, во-первых, выделение самоценных направлений: методического, социального, исследовательского и других. Во-вторых, эти направления должны гибко и динамично сообщаться в системе.
Проектная деятельность
Одним из магистральных путей стратегического движения любой образовательной организации закономерно становится проектная деятельность.
В столичном мегаполисе есть благотворная почва для создания и разработки учебных проектов. Это его культурные и образовательно-просветительские центры, библиотеки, музеи, театры, инновационные и творческие площадки.
В самом крупном в стране образовательном учреждении среднего профессионально образования педагогической направленности — институте СПО имени К.Д. Ушинского — проектирование стало инструментом развития при работе с целым спектром целевых групп.
- Обучающиеся и педагоги института.
- Абитуриенты и выпускники.
- Школьники и студенты ВУЗов.
- Учителя начальных классов и педагоги дошкольного образования.
В результате, всё это возможно благодаря устремлению педагогического коллектива в каждом из учебных корпусов института к организации образовательных событий в наиболее интенсивных форматах.
Когда задействованы все ресурсы образовательной среды ― формирование личности будущего учителя становится максимально качественным и эффективным.
Важны также образовательные результаты и в иных целевых группах.
Один из локальных, но ярких примеров такой работы ― проекты педагогов Елены Валентиновны Лопатиной и Владимира Владимировича Лопатина в учебном корпусе «Колледж имени С.Я. Маршака».
Преподаватели организуют тематические мероприятия и междисциплинарные занятия, где студенты могут проявить и развивать свои аналитические и речевые умения, творческие способности, а также практиковать ряд гибких надпрофессиональных навыков, входящих в комплекс soft skills.
Так, например, 21 декабря 2018 года Е.В. Лопатина и В.В. Лопатин подготовили и провели занятие по развитию речи в одном из самых востребованных художественных музеев Москвы ― в Государственной Третьяковской галерее. В теме, традиционной для привычных аудиторных занятий ― «Сочинение по картинам…», были названы имена знаменитых русских художников И.И. Левитана, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского, В.Д. Поленова. С полотнами художников студенты встретились в музее лицом к лицу.
Развитие компетенций
В ходе такого нестандартного занятия у обучающихся развивается очень важное умение ― воплощать в словах идейное-тематическое содержание живописного произведения, лучше понимать язык отличных друг от друга в своей природе видов искусств ― быть грамотными «переводчиками».
Самое важное это то, что к филологической компетенции добавляются и другие. История русской живописи XIX века обретает конкретные, явные черты. У обучающихся пробуждается неподдельный интерес к полотнам русской живописи, к отдельным нюансам работы разных художников и к русской культуре вообще. Студенты могут сопоставить методы живописцев по разным основаниям, в большей степени осознать, какова же природа мастерства художников.
Елена Валентиновна Лопатина:
«Без этого конкретного, достоверного опыта невозможно развивать эстетический вкус и кругозор, нельзя вполне осознать своё отношение к искусству. Такие уроки помогают обучающимся осмыслить себя в контексте русской истории и достижений особых фигур её составляющих, в частности Павла Михайловича Третьякова»
Владимир Владимирович Лопатин:
«Во время занятия обучающиеся получают опорную информацию, выбирают ключевые моменты, здесь им приходится самостоятельно намечать план своей работы, в активном режиме определяться с темой и проблематикой проекта, отслеживать и фиксировать данные для своей работы»
Дополнением к занятию в галерее стала обзорная экскурсия. Обучающиеся узнали интересные истории о Замоскворечье, о самой Третьяковке и её создателе П.М. Третьякове, а также о разных русских картинах и художниках.
Студентам такой формат очень нравится: они выражают это в положительных отзывах и в желании побывать в Третьяковской галерее ещё раз в будущем.
В дальнейшем мы продолжим рассказывать о том, как проекты института СПО имени К.Д. Ушинского влияют на образовательную среду и изменяют её к лучшему!