Институт специального образования и психологии реализует следующие виды деятельности: образовательную, научно-исследовательскую, экспертную, организационно-методическую, воспитательную, диагностико-консультативную.
В институте осуществляется подготовка по востребованным профилям бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, охватывающей все формы обучения (очную, очно-заочную, заочную) по следующим направлениям:
- «Специальное (дефектологическое) образование»
- «Психология»
- «Социальная работа»
- «Организация работы с молодежью»
Реализуются следующие профили бакалавриата:
- Психология личности и консультативная психология
- Социально-психологическая работа с населением
- Молодежная политика и технологии работы с молодежью
- Специальная психология
- Логопедия
- Логопедия и альтернативная коммуникация
- Дошкольная дефектология
- Тьютор в инклюзивном образовании
- Олигофренопедагогика
Все профили подготовки бакалавров предполагают поступление абитуриентов не только по окончании школы, а также на базе СПО, что позволяет прийти учиться уже мотивированной, профориентированной молодежи на ускоренные сроки обучения. Ежегодный мониторинг трудоустройства выпускников показывает, что наиболее подготовленными к инклюзивной практике являются именно студенты из педагогических колледжей.
В настоящий момент реализуются следующие программы магистратуры:
- Система логопедической помощи в учреждениях образования и здравоохранения
- Раннее и дошкольное образование детей с ОВЗ
- Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями
- Теория и практика комплексной реабилитации лиц с расстройствами аутистического спектра
- Модернизация деятельности ПМПК в системе образования
- Семейная психология и семейное консультирование
- Практическая психология в социальной сфере: методы и техники
- Методы и техники клинической психологии
- Спортивная психология
- Современные техники консультирования детей с особыми образовательными потребностями
Важным аспектом качества подготовки выпускников является кадровая политика в отношении профессорско-преподавательского состава, обеспечивающая сочетание высокого уровня фундаментальности высшего образования с учетом практико-ориентированного подхода.
Преподавателями института являются ведущие российские ученые в области специальной педагогики, психологии и специальной психологии и других значимых смежных отраслей научного знания, имеющие значительный опыт практической работы с детьми с ОВЗ. 82% преподавателей имеют ученую степень.
Принципиальная позиция института заключается в стремлении к максимальному расширению компетенций узкопрофильных специалистов по всем педагогическим профилям, в связи с чем с 1997 года во всех структурных подразделениях МГПУ реализуется учебный курс «Основы специальной педагогики и специальной психологии», что в определенной степени способствует расширению возможностей обучения детей с ОВЗ будущими педагогами образовательных организаций города Москвы.
Институт активно участвует в распространении передового опыта и внедрении инновационных коррекционно-педагогических технологий в практические организации. За последние три года организовано и проведено 53 международные, региональные и городские научно-практические конференции, проблемных семинара, круглых стола, вебинара.
Значимым показателем работы ИСОиП является подготовка материалов для патентно-лицензионной деятельности; получены свидетельства о регистрации баз данных (с 2015 года — 7 свидетельств на материалы по специальному и инклюзивному образованию).
Профессорско-преподавательский состав осуществляет экспертно-консультативное сопровождение деятельности профессиональных сообществ и ассоциаций. Ведущие ученые института являются членами экспертных советов и комиссий при МОиН, Государственной Думе РФ, Всероссийском обществе глухих, общероссийском общественном движении «Народный фронт».
В последние годы институт сосредоточил свое внимание на решении вопросов программно-методического обеспечения образовательного процесса в области теории и практики непрерывного сопровождения детей с ОВЗ. С 2015 по 2017 годы профессорско-преподавательским составом института подготовлено и опубликовано 72 учебника, учебных и учебно-методических пособий по всем категориям детей с ОВЗ, начиная с оказания ранней помощи и заканчивая их профессиональным образованием. Некоторые из них переведены на китайский и немецкий языки.
Формированию профессиональных компетенций будущих дефектологов способствует волонтерская деятельность Института. Сотрудничество с общественными организациями позволяет с первых курсов привлекать студентов для участия в социальных благотворительных акциях, пропагандируя дефектологические знания и воспитывая толерантное отношение к людям с ОВЗ и инвалидностью. Реализация долгосрочного проекта «Педагогическое волонтерство» способствует профессиональному самоопределению студентов и повышает качество вузовской подготовки.
Институт регулярно проводит мониторинги эффективности специального и инклюзивного образования, доступности среды как в образовательных организациях РФ, так и в структурных подразделениях университета. Установлены тесные партнерские отношения не только с образовательными организациями, но и с учреждениями здравоохранения и социальной защиты.
В настоящее время основной задачей института является трансляция опыта разумного сочетания теории и практики современного специального и инклюзивного образования на всех его этапах и уровнях, которые должны не противопоставляться, а взаимодополнять и обогащать друг друга.
Выпускники
заместитель директора по дошкольному образованию ГБОУ Школа № 63
Милаш Е.В. в 2006 году окончила с отличием Московский городской педагогический университет факультет специальной педагогики и специальной психологии по специальности «Логопедия», квалификация «учитель-логопед». По итогам обучения в МГПУ Милаш Е.В. включена в справочник «Лучшие выпускники высших учебных заведений Москвы 2006» и является участником программы «Российские интеллектуальные ресурсы». Елена Витальевна в 2005г. стала лауреатом конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования, в 2008г. – победитель конкурса «Грант Москвы» в сфере образования. Милаш Е.В. прошла обучение на курсах переподготовки в Московской академии государственного и муниципального управления по специальности «Управление в системе образования». В августе 2011г. Елена Витальевна переводом с должности учителя-логопеда ГОУ детского сада №2061 назначена на должность заведующей ГОУ детским садом компенсирующего вида №1478. В 2013 году в результате реорганизации ГБОУ детский сад №1478 присоединен к ГБОУ СОШ №63, Милаш Е.В. назначена на должность руководителя структурного подразделения. В 2015 году переведена на должность заместителя директора по дошкольному образованию. В настоящее время осуществляет руководство 3 дошкольных отделений с общей численностью воспитанников 735 детей и 117 сотрудников. 2004 – 2006 гг. – учитель-логопед ЦППРиК «Благо» 2006 – 2006 гг. – ассистент кафедры логопедии ГБОУ ВПО МГПУ; 2006 – 2011 гг. – учитель-логопед ГБОУ детский сад №2061; 2006 – 2009 гг. – ассистент кафедры логопедии ГБОУ ВПО МГПУ по совместительству; 2011 – 2013 гг. – заведующая ГБОУ детский сад № 1478 2013 – 2015 гг. – руководитель структурного подразделения ГБОУ СОШ № 63; 2015г. – н/вр. – заместитель директора по дошкольному образованию ГБОУ Школа № 63
специальная педагогика, специальность учитель-логопед, специализация: ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии.
За успехи в научно-техническом творчестве и повышении профессионального уровня, отмечена дипломами и знаками отличия: Диплом «Победитель окружного конкурса «Учитель года 2005» (III место); Медаль и Диплом «За творческий подход при создании научного проекта и активное участие в выставке НТТМ-2006»; Почетная грамота «Лауреат конкурса научно-исследовательских работ среди научно-педагогических работников и аспирантов…» Приказ №146общ. от 26.04.2011г ГОУ ВПО МГПУ; Грамота в конкурсе научно-исследовательских проектов магистров и аспирантов, посвященном вариативным направлениям помощи лицам с ОВЗ в рамках III Фестиваля науки, призер (II место) от 12.10.2013г ГОУ ВПО МГПУ; Почетная грамота «»За значительные успехи в деле воспитания детей дошкольного возраста, совершенствование воспитательного процесса» Министерство образования и науки РФ. Приказ № 55/к-н от 31 января 2013г; Участник социально-педагогической акции «Лети, лети, лепесток» ГБОУ ЦПМСС «Зеленая ветка», докладчик форума «Образование для всех» тема: «Комплексная коррекционно-развивающая помощь детям с риском нарушения развития в условиях вариативных форм дошкольного образования», 2013г; Благодарность кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ ВПО МГПУ за высокопрофессиональное проведение педагогической практики студентов, обучающихся по профилям подготовки «Дошкольная дефектология», «Образование и реабилитация лиц с нарушениями речи и коммуникации», 2014/15гг. Изобретения - Патент на изобретение № 2330323 «Устройство для оценки качества обучения работе с компьютером», 27.07.2008г; - Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2011611422 ИГПАК «Солнечный замок», 14.02.2011г; - Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2012612208 «Информационная интернет-система диагностики предрасположенности к нарушениям чтения и письма у детей дошкольного возраста», 28.02.2012г.
Доцент кафедры логопедии МГПУ
- Является лауреатом конкурса научно-исследовательских работ среди научно-педагогических работников, аспирантов, соискателей и студентов ГОУ ВПО «МГПУ» (2010г).
- Является победителем конкурсного отбора молодых ученых на соискание грантов Департамента образования города Москвы в области педагогического, психолого-педагогического и специального (дефектологического) образования (2012г).
Воспоминания об учебе: "Студенческие годы - самые яркие, самые беззаботные и те, которые хотелось бы повторить, не раздумывая. Уже не дети, но еще не взрослые. Масса надежд, стремлений, амбиций и предвкушение чего-то прекрасного и исключительного. Родные стены, дорогие сердцу Учителя и Наставники, учеба, практика, самодеятельность, выезды на Истру и другие стороны того прекрасного отрезка жизни, который, кажется, совсем недавно еще был днем сегодняшним, а не вчерашним.."