Top.Mail.Ru

Обратились к истокам. Ученые исследовали временный детский коллектив

В ВДЦ «Орленок» проведено масштабное исследование временных детских коллективов. Специалисты изучили: динамику развития отряда, подростков-лидеров и аутсайдеров, а также ожидания детей от пребывания в лагере. Итоги представлены в сборнике «Летние объединения подростков: результаты психолого-педагогического исследования в ВДЦ «Орленок».
Исследователи сообщают РИА Новости, что эта работа началась в 2020 году. Ее целью был анализ и осмысление образовательной среды Центра, ее ключевых компонентов и составляющих.

«Исследования временного детского коллектива системно и глубоко проводились еще в советское время. К сожалению, сейчас их мало. Дефицит исследовательского материала создает трудности в поиске и разработке новых педагогических технологий, позволяющих создавать благоприятные условия для воспитания и социального развития детей и подростков», — рассказала начальник управления образовательных программ ВДЦ «Орленок» Лариса Сайфутдинова.

Она добавила, что, рассматривая коммуникационно-организационный компонент образовательной среды лагеря, было замечено, что современное состояние первичного временного детского объединения отличается от нашего традиционного понимания в силу его трансформации. Поэтому главным фокусом исследования стали особенности детского контингента, приезжающего на смены, динамика коллективообразования, особенности межличностного взаимодействия, подростки, «выпадающие» из межличностного общения (аутсайдеры), подростки-лидеры.

«В своем исследовании мы изучили динамику коллективообразования временного детского объединения, описали отличительные черты лидеров и аутсайдеров, выяснили ожидания ребят от пребывания в лагере, а также узнали их интересы и стремления», — объяснила Сайфутдинова.

Авторы сборника полагают, что современное понимание организации совместной жизнедеятельности в детском лагере претерпевает существенные изменения. Это связано с вариативностью деятельности, предлагаемой ребенку, возможностью выбирать, возможностью конструировать разнообразные форматы занятий, возможностью гибко реагировать на запрос ребенка.

Исследование было проведено в 6−8 смены, в нем были задействованы шесть детских лагерей («Солнечный», «Звездный», «Стремительный», «Штормовой», «Комсомольский», «Дозорный», «Олимпийский»), 20 первичных временных детских объединений (423 подростка). Научный руководитель исследования — Борис Викторович Куприянов, профессор департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук.


Персоны



Итоги Фестиваля Открытой лиги КВН МГПУ 2024


20 декабря 2024 г.


На Фестивале Открытой лиги КВН МГПУ 2024 за звание победителя в шести номинациях поборолись 22 команды из столичных университетов

Студенты ИКИ выступили со спектаклем в Ясной Поляне


20 декабря 2024 г.


Третьекурсники мастерской Олега Малахова выступили в Яснополянским Доме культуры со спектаклем «Расставания и встречи» по произведениям русских писателей XX века