22 ноября 2024 года в онлайн-формате прошел Форум семейных образовательных инициатив. К событию проявили интерес более 300 участников. География форума включала представителей 21 педагогического университета нашей страны, 51 субъекта РФ, 7 стран мира (кроме России). Участниками стали представители научного сообщества: от студентов педагогических вузов до деканов педагогических факультетов, а также родители и создатели семейных школ.
Организаторами конференции выступили:
- Центр аналитических исследований и моделирования в образовании НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ;
- Кафедра педагогических технологий ЯГПУ им. К.Д. Ушинского;
- Межрегиональная «Ассоциация семейных школ».
На форуме Елена Петряева, руководитель центра аналитических исследований и моделирования в образовании, представила научный доклад «История и многообразие семейных образовательных инициатив в современной России». В основе доклада — результаты исследования «Развитие альтернативного образования в крупнейших городах РФ», поддержанного РНФ (проект № 23−28−159). В докладе семейные образовательные инициатив и альтернативы были представлены как предмет научного интереса. Видеозапись выступления Елены Петряевой доступна по ссылке (таймкод: 0:10:29 — 0:24:27)
На форуме также были проведены 6 практических мастерских:
- «Я — автор. Какие качества должны быть у создателей и ведущих А-проекта?» На примере проекта Детская Игровая Мануфактура (ДИМ), в основе которого концепция вероятностного образования, концептуальная теория управления и практики созидания «Арт-беспредел». Ведущий: Игорь Донченко, исполнительный директор Союза «Лига образования», организатор образовательных событий.
- «Развитие учебной самостоятельности ребенка». Ведущий: Павел Шиварев, один из соорганизаторов сообщества Семейная (не)школа «Искатели» и учредитель частной Монтессори-школы «Марко Поло» в Калининграде.
- «Работа с кадрами. Выращивание педагогов для свободных школ». Ведущий: Василина Шишкина, руководитель центра альтернативного образования «Познание», эксперт по управленческому консалтингу.
- «Взаимодействие с родителями в А-проектах». Ведущий: Ольга Цой, основательница одной из первых альтернативных школ в России, создатель клуба-лаборатории «Академия Фонариков», мастер эвристической среды.
- «Как работают школы без предметников, или Почему сочетание цифровой платформы и настольных игр ускоряет академические достижения в 5−6 раз». Ведущий: Вадим Полюга, руководитель флагманского проекта агентства стратегических инициатив Ай-Куб.
- «Как выглядит и работает иная модель школы. Если нет классов и уроков, то что есть? Парк-школа vs классно-урочная система». Ведущие: Елизавета Марголина, Елена Лебедева, Светлана Стронова, организаторы Школы-Парк «Лестница», г. Севастополь.
Форум завершила итоговая дискуссия «Что делает школу А-школой?», модератором стала Елена Кириченко, доцент кафедры педагогических технологий ФГБОУ ВО «ЯГПУ им. К.Д. Ушинского», руководитель лаборатории семейного образования НЦ РАО ЯГПУ.
Фото: Freepik