Top.Mail.Ru

О возрастных кризисах и переходах между ступенями школы

18 декабря 2019 года состоялось очередное заседание университетского семинара «Что такое деятельностный подход в образовании». С докладом «Периодизация — ложь, да в ней намек» выступила научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, профессор, доктор психологических наук Катерина Поливанова.

В начале выступления докладчица восстановила контекст марксистской психологии, а также представила две модели возраста — Льва Выготского и Алексея Леонтьева. В результате анализа моделей удалось выделить ряд проблемных точек, в том числе субъективацию и понимание взросления как ослабления поля сознания в пользу «я».

Современная ситуация переходов между уровнями школьного образования представлена в следующих тезисах:

  • «нет усилия (личного действия) — нет будущего»;
  • «нет преодоления — нет взрослого, нет субъекта»;
  • «падение успеваемости при переходе из началки в основную — и в РФ, и на Западе, хотя возраст разный»;
  • «идеи организации процедуры инициации — от лукавого» и др.

Катерина Поливанова сделала вывод, что решение сложившейся ситуации заключается в перепроектировании, которое, однако, затруднительно ввиду отсутствия полноты оснований.

В заседании приняли участие сотрудники и магистранты МГПУ, представители других образовательных организаций. В ходе дискуссии обсуждались самые разнообразные вопросы, касающиеся ритмики, синхронизации педагогических и психологических переходов.

Предлагаем ознакомиться с материалами заседания семинара.

Университетский семинар 4 (8)
Университетский семинар 4 (22)
Университетский семинар 4 (12)
Университетский семинар 4 (20)
Университетский семинар 4 (5)
Университетский семинар 4 (23)
Университетский семинар 4 (15)
Университетский семинар 4 (26)
Университетский семинар 4 (16)
Университетский семинар 4 (1)
Университетский семинар 4 (6)
Университетский семинар 4 (7)


В МГПУ прошли читательские онлайн-каникулы


01 апреля 2020 г.


Лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ организовала мартовские читательские каникулы в режиме онлайн

Творящая сила мысли. Учитель в гуманной педагогике


01 апреля 2020 г.


27 марта Шалва Амонашвили провел онлайн-занятие для студентов университета – слушателей спецкурса «Школа основ гуманной педагогики»