Top.Mail.Ru

О вкладе практики сочинения историй в развитие детской игры

В новом номере журнала «Современное дошкольное образование» вышла вторая статья о педагогическом эксперименте, показывающем вклад регулярной практики сочинения историй в развитие детской игры. Ее авторами стали Анна Якшина, младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, и Валентина Смирнова, выпускница магистерской программы МГПУ «Проектирование и экспертиза дошкольного образования», воспитатель детского сада № 56 (Кострома).

Авторы задались целью установить, как регулярное сочинение историй влияет на развитие сюжетно-ролевой игры у детей 6−7 лет. «Данные, полученные нами ранее, показывают, что существует взаимосвязь ролевой игры и нормативных и символических средств в детских историях. Однако не все аспекты игры оказались связанными с разными типами средств в детских историях, что позволяет нам предполагать, что сочинение историй не может полностью сводиться к игре и отождествляться с ней», — пишут Анна Николаевна и Валентина Николаевна.

Так, для исследования особенностей развития игровой деятельности дошкольников исследователи использовали методику диагностики игры Е. О. Смирновой, позволяющую оценить такие параметры сюжетно-ролевой игры, как:

  • игровые замещения (предметное, позиционное или пространственное);
  • уровень взаимодействия (как организующее игру, так и внутриигровое);
  • игровой замысел (уровень идеи, ее развернутость и воплощение);
  • устойчивость игрового замысла (как показатель эмоциональной вовлеченности детей в игру).

В течение 7 месяцев (с ноября 2022 г. по май 2023 г.) исследователи наблюдали, как связаны игра и те сюжеты, которые дети отражают в рисунках и потом рассказывают педагогу. Приведем лишь один из комментариев авторов:

«В начале эксперимента дети не включаются в сочинение и рисование, отказываются. Только в середине эксперимента появляются первые короткие истории, описания рисунков, рисунки несюжетные. <…> Любопытно, что воспитатель отмечал резкие перемены в игре этих детей, произошедшие за время эксперимента: в начале дети этой группы не играли, предпочитая другие виды деятельности, или их игра сводилась к повторению стереотипных действий (катание машинки). К концу эксперимента ребенок стал часто включаться в сюжетно-ролевую игру, появилась устойчивая компания играющих».

Результаты исследования позволили уточнить связь между игрой и детскими историями, а также доказали, что сочинение историй влияет на развитие ролевой игры старших дошкольников: «За время педагогического эксперимента значимые различия произошли в предметном, пространственном и позиционном замещении. Опыт сочинения историй повлиял на использование детьми предметов-заместителей, создание игровых мест, также после проведенного эксперимента дети в игре чаще брали на себя роль, занимали режиссерскую позицию», — делятся Анна Якшина и Валентина Смирнова.

Полный текст статьи доступен по ссылке.

Фото: Freepik



Минобрнауки РФ: целевое обучение в вузах России


22 июля 2024 г.


Выбери профессию, которая точно нужна, и работай там, где тебя будут ждать

Доцент МГПУ Виктор Шаповал в программе «Утро России»


22 июля 2024 г.


Эксперт Московского городского прокомментировал популярную мысль о том, что понедельник — день тяжелый