С 26 по 28 ноября 2020 года прошла Всероссийская конференция памяти Л.А. Сулержицкого «Педагогика искусства». Вот уже 9 год мероприятие объединяет представителей театрального и педагогического сообществ.
Стало уже привычным, что в эти ноябрьские дни на одной площадке для открытого диалога встречаются адепт семейного образования и педагог крупного образовательного комплекса, школьный библиотекарь и прогрессивный театральный критик, режиссер-новатор и хранитель традиций, театр мегаполиса и маленькая театральная студия. Для участников мероприятия организуются научно-практические лаборатории, мастер-классы, открытые показы, круглые столы, которые чередуются с чтениями памяти Сулержицкого, по своей природе более теоретическими, камерными и в то же время обобщающими.
Организаторы
В этом году конференция впервые прошла в очно-дистанционном формате. Обстоятельства заставили организаторов не только перенести многие мероприятия в онлайн, но и сузить организационный штаб до минимума. Идейными вдохновителями стали ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ Александра Никитина и старший преподаватель Дирекции образовательных программ МГПУ Татьяна Климова. Техническую возможность присутствия в живом и дистанционном формате обеспечили специалисты лаборатории социокультурных образовательных практик Елена Калиничева и Дарья Маймистова.
Разумеется, все происходящее стало возможным благодаря поддержке заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик Екатерины Асоновой, а также почти незримому участию изначальной авторской группы конференции: Марии Фоминовой, Михаила Быкова, Юлии Рыбаковой.
Благодаря проделанной организаторами работе мероприятие состоялось в максимально возможном в данный момент объеме.
День первый
Конференцию открыла творческая онлайн-встреча «Здесь и сейчас. Искусство в пространстве личности», ведущим которой стал Александр Демахин, актер, режиссер, журналист, абсолютный победитель конкурса «Учитель года». Встреча порадовала рядом интересных видеосюжетов, повествующих о творческой жизни города Сергиев Посад. В частности, участники увидели фрагменты многожанрового сериала по роману «Война и мир», снятому старшеклассниками во время весеннего карантина. Разнообразные перипетии романа, воплощенные визуально при помощи подручных домашних средств и современных девайсов, будь то невеселая картина военного госпиталя или размышления Элен о преимуществах католического вероисповедания, вызвали ассоциации с легендарным спектаклем Петра Фоменко «Война и мир. Начало романа».
Занимательным стало и другое выступление Александра Демахина, послужившее очным открытием конференции. Представленный им проект был связан с идеей изучения основ истории архитектуры на улицах родного Сергиева Посада. Размышляя о том, как сделать прошлое и настоящее частью своей личной реальной истории, участники обсудили роли оживляющих прошлое контекстов, контексты пространств и сообществ, инкультурацию, пространство театра как пространство рождения живой связи различных культур.
Далее состоялся мастер-класс в онлайн-формате, посвященный перформансу в образовании, под руководством Владимира Бочарова, режиссера, куратора и перформера, лауреата премии «Золотая маска». Он разносторонне и азартно исследовал такой, казалось бы, простой и обыденный феномен как приветствие. Впрочем, в мире современного искусства справедливо и зеркальное определение: перформанс все чаще становится формой творческого исследования чего-либо.
День второй
Во второй день конференции участникам предоставилась возможность очного участия в режиссерской лаборатории «Театральные миры как путь становления личности и культуры» Валерия Зиновьева. «Увлекшись игрой, мы не заметили, как пролетел этот день, оставив нам на память свой глубокий творческий след, отчетливые очертания эскиза первого акта спектакля, радость телесного и эмоционального движения и взаимного внимания друг к другу. Каждый творческий метод стоит того, чтобы с ним познакомиться и практиковать его, если он близок по духу, интересен и продуктивен. Каждый метод может стать основой творческого пути, если его придерживаться», — поделилась впечатлениями одна из участниц.
День третийТретий день начался с искрометного мастер-класса в онлайн-формате «Оденьте Давида немедленно!», который провела театральный педагог, театровед, гештальт-терапевт и учитель литературы Юлия Осеева. Вместе с участниками она осваивала новые виртуальные платформы и инструменты. И если для подростков это было веселой игрой, облегчающей освоение литературного пространства, то для многих из студентов попытка овладения этими инструментами оказалась трудновыполнимой, но столь же веселой, помогающей с юмором посмотреть на себя и сложившуюся ситуацию.
Онлайн-формат предоставил также возможность более подробно познакомиться с проектом «Международная режиссерская лаборатория в школах города: путешествие по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Несколько лет назад этот проект вызвал большой творческий резонанс, эхо которого благополучно распространяется и сейчас, инициируя всевозможные новые творческие идеи партнерского взаимодействия школы и профессионального театра.
Вечером на сцене Центра им. Мейерхольда для участников конференции состоялся московский «Герой нашего времени». Спектакль, осуществленный профессиональными артистами, режиссером Сергеем Алдониным и драматургом Михаилом Бартеневым по мотивам книги «Княжна Мэри». Одна из частей «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова была очень творчески прочитана и переписана девятиклассниками из московской школы «Класс-Центр». В реалиях нашего времени главными действующими лицами спектакля стали учителя литературы, преподающие школьникам роман.
Далее сотрудники МГПУ Александра Никитина и Татьяна Климова провели со зрителями обсуждение спектакля в формате блиц-интервью, а творческая команда спектакля рассказала о процессе его создания.
Завершилась конференция круглым столом в онлайн-формате, на котором с подведением итогов выступили художественный руководитель театра «Пиано» Владимир Чикишев, начальник творческих проектов Новосибирского театра «Глобус» Михаил Моисеев, начальник отдела маркетинга Челябинского Молодежного Театра Никита Плеханов и руководитель литературно-драматической части Саратовского театра юного зрителя Анастасия Колесникова.
Все желающие участники видеотрансляции также поделились полученными впечатлениями и подняли воображаемую или реальную чашку чая как символ творческого zoom-приветствия.