1 марта 2022 года состоялся семинар «Понятие „развитие сознания“ в культурно-исторической психологии и перспективы его практического применения». Это первый семинар из цикла «Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского и современное дошкольное образование» нового интеллектуального проекта Международной педагогической академии дошкольного образования.
Участие в качестве спикеров в первом семинаре цикла приняли Николай Веракса, главный научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, и Николай Вересов, профессор Университета Монаш (Мельбурн, Австралия).
На семинар зарегистрировались более 4 000 слушателей. Началом разговора стало предложение Николая Николаевича Вересова «договориться о терминах»: он предложил поразмышлять о том, что понимается под понятием «сознание», так как в современной психологии нет единого, всеми принятого понимания концепции сознания, а в литературе встречается более трехсот вариантов значений этого ключевого термина.
Николай Евгеньевич Веракса представил слушателям свою трактовку понятия «развитие», убедительно аргументировав его двуединое содержание, придающее вектор развития движению: «обязательно — сохранение и обязательно — изменение» и, в свою очередь, предложил собеседнику раскрыть содержание понятий «созревание», «развитие», «образовательный процесс». Ученые дискутировали о влиянии на сознание ребенка внешней и внутренней среды, принципах отражения и преломления и на другие темы.
В ходе беседы возник вопрос о том, почему в перечне понятий, которые Лев Семенович Выготский относил к высшим психическим функциям, нет наиважнейшего: эмоционального проживания. В источниках есть информация, что Л. С. Выготский только приступил к написанию книги на эту тему, однако не успел завершить работу, а значит, современные ученые могут попытаться разгадать ход мыслей классика педагогики или создать свою теорию.
Запись семинара доступна по ссылке.
Источник: Научно-практический журнал «Современное дошкольное образование».