Алесья Леонтьева дала мастер-класс «Психологическое консультирование в рамках дистанционного обучения иностранным языкам» для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей российских и зарубежных высших учебных заведений в Государственном гуманитарно-технологическом университете.
Мы попросили Алесью Вячеславовну поделиться советами и рассказать о мастер-классе подробнее.
Дистанционное обучение создаёт новые возможности для развития при условии соблюдения определённых правил. Такой формат обучения даёт нам такие основные преимущества, как:
✏️ экономия времени, необходимого для перемещения из точки, А в точку B;
✏️ доступность среды взаимодействия благодаря современным технологиям;
✏️ возможность «быстрой» связи для решения оперативных задач;
✏️ определённая доля временной диффузии для осуществления процесса обучения;
✏️ открытость доступа к контактному взаимодействию в режиме студент—преподаватель.
Безусловно, ряд возможностей, возникающих в условиях такого формата обучения способен приобретать статус триггера стрессовой ситуации в самом процессе обучения или в дальнейшем.
Например, появление в связи с обозначенным форматом обучения временной диффузии может быть некорректно воспринято участником учебного процесса, в частности в отношении выполнения самостоятельной работы и домашних заданий, а также в определении временных и качественных ориентиров дальнейшего развития.
Соответственно, эйфория от менее ограниченного запаса времени способствует прокрастинации и снижению уровня мотивации. В последствии восстановление мотивации и ритма рабочего процесса на прежнем уровне оказывается не самой простой задачей. Для предотвращения подобных трудностей необходимо заниматься планированием распорядка дня (time-management) и в случае дистанционного обучения.
Кроме того, дезориентированность относительно времени и порядка действий, отсутствие элементарного знания сетевого этикета (netiquette), в том числе в локальной сети, сопровождающей учебный процесс, мешают успешному взаимодействию между всеми участниками коммуникации.
Другой проблемой в условиях дистанционного взаимодействия становится возрастающая доля информационного шума (noise bottleneck), в том числе ввиду бесконечного множества оповещений, неадресных сигналов.
Доступность информации способна быть как преимуществом, будучи тщательно отобранной пользователем, так и фактором, способствующим элементарному утомлению, а, возможно, и нравственному и ментальному оскудению. В своей книге о супер-мышлении Тони и Барри Бьюзен напоминают нам о том, что наш мозг «представляет собой систему обработки и хранения информации, перед которой меркнут суммарные аналогичные возможности всех самых совершенных компьютеров всего мира, вместе взятых».
Забота о качестве получаемой информации в условиях её доступности — одна из важных задач современного человека.
Несомненно, традиционный формат обучения обладает неоспоримой значимостью и актуальностью, но в условиях вызова пандемии правильно организованное дистанционное обучение является не самой лёгкой, но совместно решаемой задачей.
- Мастер-класс состоялся в рамках международного очно-заочного, научно-методического, практико-ориентированного семинара «Изучение и преподавание иностранного языка в условиях пандемии».
- Семинар проходил в рамках создания условий для диалога российских и международных профессиональных образовательных сообществ, государства и общества, поддерживая повестку российского образования в области гуманитарного знания с целью обмена опытом и кооперации.
Алесья Леонтьева — кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры зарубежной филологии института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета.