Top.Mail.Ru

О мотивации на дистанте и ритме обучения

Алесья Леонтьева дала мастер-класс «Психологическое консультирование в рамках дистанционного обучения иностранным языкам» для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей российских и зарубежных высших учебных заведений в Государственном гуманитарно-технологическом университете.

Мы попросили Алесью Вячеславовну поделиться советами и рассказать о мастер-классе подробнее.

Дистанционное обучение создаёт новые возможности для развития при условии соблюдения определённых правил. Такой формат обучения даёт нам такие основные преимущества, как:

✏️ экономия времени, необходимого для перемещения из точки, А в точку B;

✏️ доступность среды взаимодействия благодаря современным технологиям;

✏️ возможность «быстрой» связи для решения оперативных задач;

✏️ определённая доля временной диффузии для осуществления процесса обучения;

✏️ открытость доступа к контактному взаимодействию в режиме студент—преподаватель.

Безусловно, ряд возможностей, возникающих в условиях такого формата обучения способен приобретать статус триггера стрессовой ситуации в самом процессе обучения или в дальнейшем.

Например, появление в связи с обозначенным форматом обучения временной диффузии может быть некорректно воспринято участником учебного процесса, в частности в отношении выполнения самостоятельной работы и домашних заданий, а также в определении временных и качественных ориентиров дальнейшего развития.

Соответственно, эйфория от менее ограниченного запаса времени способствует прокрастинации и снижению уровня мотивации. В последствии восстановление мотивации и ритма рабочего процесса на прежнем уровне оказывается не самой простой задачей. Для предотвращения подобных трудностей необходимо заниматься планированием распорядка дня (time-management) и в случае дистанционного обучения.

Кроме того, дезориентированность относительно времени и порядка действий, отсутствие элементарного знания сетевого этикета (netiquette), в том числе в локальной сети, сопровождающей учебный процесс, мешают успешному взаимодействию между всеми участниками коммуникации.

Другой проблемой в условиях дистанционного взаимодействия становится возрастающая доля информационного шума (noise bottleneck), в том числе ввиду бесконечного множества оповещений, неадресных сигналов.

Доступность информации способна быть как преимуществом, будучи тщательно отобранной пользователем, так и фактором, способствующим элементарному утомлению, а, возможно, и нравственному и ментальному оскудению. В своей книге о супер-мышлении Тони и Барри Бьюзен напоминают нам о том, что наш мозг «представляет собой систему обработки и хранения информации, перед которой меркнут суммарные аналогичные возможности всех самых совершенных компьютеров всего мира, вместе взятых».

Забота о качестве получаемой информации в условиях её доступности — одна из важных задач современного человека.

Несомненно, традиционный формат обучения обладает неоспоримой значимостью и актуальностью, но в условиях вызова пандемии правильно организованное дистанционное обучение является не самой лёгкой, но совместно решаемой задачей.

  • Мастер-класс состоялся в рамках международного очно-заочного, научно-методического, практико-ориентированного семинара «Изучение и преподавание иностранного языка в условиях пандемии».
  • Семинар проходил в рамках создания условий для диалога российских и международных профессиональных образовательных сообществ, государства и общества, поддерживая повестку российского образования в области гуманитарного знания с целью обмена опытом и кооперации.

Алесья Леонтьева — кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры зарубежной филологии института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета.


Персоны



В МГПУ завершилась одиннадцатая Школа КВН


21 ноября 2024 г.


По итогам трехдневного обучения от опытных игроков более 30 студентов стали частью сообщества КВН МГПУ

«В сотрудничестве сила»: Анна Данилина о «Школе в ФОКУСе»


21 ноября 2024 г.


Эксперт МГПУ рассказала об итогах сессии методического объединения, прошедшей на конференции «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы»