12−13 апреля 2024 года в МГПУ прошел очный этап III конкурса «Московский студенческий DATA-Хакатон».
Отличием конкурса этого года стало то, что участникам были предложены задачи от разных компаний — партнеров Хакатона.
Авторами задач в 2024 году выступили сотрудники компаний Arenadata и «DATAFABRIKA», а также Центра информационных технологий и систем органов исполнительной власти имени А.В. Старовойтова. Кроме того, команды получили задания с помощью жеребьевки, поэтому смогли познакомиться с задачами только вскрыв свои конверты.
В течение 2-х дней командам предстояло проанализировать данные, предоставленные компаниями, очистить, классифицировать, рассчитать дистрибуцию, построить определенный набор выходных таблиц, разработать интерактивные отчеты, карты и дашборды, чтобы представить экспертному жюри свои решения следующих задач: «Обнаружение аномалий в данных о потреблении интернет-трафика», «Классификация и кластеризация метаданных о научных работах по тематическим рубрикам», «Анализ данных о продажах из системы Честный Знак» и «Анализ и планирование работы службы технической поддержки пользователей».
«Я каждый раз удивляюсь, каких результатов удается добиться студентам за условные 24 часа. На мой взгляд, все участники конкурса уже являются победителями, так как продемонстрировали свою активную позицию, провели анализ большого массива данных, сформулировали выводы и предложения. Как показывает практика, подобная активная жизненная позиция всегда занимает более выигрышную позицию», — считает Роман Куприянов, начальник Управления информационных технологий и сервисов МГПУ, член экспертного жюри Хакатона.
Самый волнительный момент Хакатона наступил, когда после представления всех решений командами экспертное жюри делилось своими впечатлениями и готовилось к объявлению результатов конкурса.
Участники конкурса также выразили благодарность организаторам за предоставленные возможности поработать с кейсами реальных компаний, по-настоящему почувствовать, что из себя представляет профессия бизнес-аналитика, усовершенствовать навыки командной работы и почувствовать адреналин от соревнования, и конечно, познакомиться со студентами из других вузов и городов.Алексей Никулин, генеральный директор «DATAFABRIKA», член жюри и автор одной из задач поздравил участников с успешным выполнением заданий и подчеркнул, что команды подошли к достижению поставленных целей по-разному, но тем интереснее рассматривать результаты. У каждого есть свои сильные стороны: кто-то правильно интерпретирует результаты, кто-то обходится минимальным решением, но в любом случае все подходы демонстрируют ход мыслей участников, а это главное.
«Хочется поблагодарить участников за проявленную инициативу, несмотря на учебную нагрузку, найденные силы и время для участия в конкурсе. В решении задач нас очень порадовало применение не только академических знаний, но и творческих способностей, в том числе при создании презентаций, отражающих ход решения задач командами, а также понимание того, о чем студенты рассказывают и кому представляют проанализированные решения», — отметил автор одной из задач от ЦИТиС Григорий Щетинин.
«Нам очень понравилась организация и сам конкурс „Московский студенческий DATA-Хакатон“. Нашей команде попалась интересная задача („Анализ данных о продажах из системы Честный Знак“) и нам удалось продемонстрировать настоящую командную работу. Особенно нам понравилось, что при решении задачи мы могли использовать различные методы. Без трудностей не обошлось, но мы со всем справились и показали достойный результат и обязательно будем участвовать в Хакатоне в следующем году!» — рассказала команда <std:name>, представляющая Московский технический университет связи и информатики.
«Мероприятие очень захватывающее и позитивное. Исходный файл нашей задачи был сразу на 43 миллиона строк и поэтому в начале нам было затруднительно с ним работать. Мы приобрели бесценный опыт, мы учимся только на 1-ом курсе и до сегодняшнего дня у нас не было опыта участия в подобных студенческих олимпиадах, конкурсах и хакатонах. Надеемся, что в следующем году мы вновь попадем на DATA-Хакатон и сможем продемонстрировать более уверенные навыки обработки и анализа данных с учетом имеющегося опыта», — поделилась эмоциями команда Финансового университета «Кибер финики».
Команда победителей конкурса «Analytics Aficionados» МГПУ отметила, что Хакатон позволяет усовершенствовать уже имеющиеся навыки работы с данными, а также перенять опыт решения бизнес-задач от более опытных коллег. «В нашей команде кто-то участвует первый раз, а кто-то уже третий год. Нас объединяет то, что мы пришли на конкурс, чтобы поработать в команде, отточить свои навыки и узнать что-то новое — модель, способ решения
и т. д. Участие в конкурсе безусловно было полезным для каждого».
Профессор Юрий Фролов — куратор команд МГПУ отметил, что уже в течение ряда лет МГПУ сотрудничает с компанией Arenadata — лидером российского рынка по созданию и продвижению технологий работы с данными. В этом году тренер по продуктам Arenadata Дмитрий Яценко представил очень интересную задачу — кейс по обнаружению аномалий в данных о потреблении интернет-трафика. Цель задания — определить абонентов, которые ответственны за вероятный взлом оборудования оператора связи. «К сожалению, нашим командам эта задача не досталась при жеребьевке, но уникальной технологией по управлению данными — „каталогом данных“ от компании Arenadata наши студенты смогли воспользоваться для решения задач других партнеров и возможно именно это привело их к победе. Ну и конечно, подготовка, полученная на занятиях с нашими преподавателями — Владимиром Яковлевым, Павлом Сахнюком и Тимуром Босенко».
Все участники конкурса получили сертификаты и сувениры от организаторов и партнеров конкурса. Напоминаем, что победители и призеры имеют право на получение дополнительных баллов при поступлении на все программы магистратуры Московского городского педагогического университета.
Благодарим наших партнеров, надеемся на дальнейшее развитие сотрудничества и ждем всех участников на Хакатоне в 2025 году!