Top.Mail.Ru

О докладах сотрудников МГПУ на конференции ЕАОКО: часть 3

14 ноября 2020 года, во второй день IX ежегодной международной онлайн-конференции Евразийской Ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО), прозвучало 3 доклада сотрудников Института системных проектов МГПУ.

Первой выступавшей стала Галина Савиных, младший научный сотрудник лаборатории профессионального развития в образовании, которая представила сообщение «Управление оценочными данными при переходе на смешанное обучение».

Галина Петровна сравнила две системы оценочных процедур, используемых на сегодняшний день: Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и внутреннюю систему оценки качества образования (ВСОКО). Она подчеркнула, что, хотя первая продолжает активно использоваться и эффективно отражать существующие дефициты, именно последняя запускает развитие:

«Соответствие стандарту — главный приоритет ВСОКО: оценка должна проводиться не только в разрезе результатов, но и в разрезе содержания и условий их реализации. Сегодня, в условиях смешанного обучения, это особенно важно. Если мы не поворачиваемся от измерений в сторону изменений, то мы не развиваем новые профессиональные компетенции».

Таким образом, главными критериями при диагностике становятся, например, не стаж, результаты профессиональных конкурсов и курсовая подготовка, а профессиональные установки, цифровая грамотность и тьюторские компетенции.

«Необходимо рассматривать данные не как квалификацию или дисквалификацию, а как вопрос для более глубокого изучения проблемы», — заключила Галина Савиных.

Следующими выступающими стали Ольга Айгунова, заведующая лабораторией профессионального развития в образовании, и Эвелина Мария Саликова, научный сотрудник лаборатории. Они представили доклад «Независимая оценка профессиональных компетенций студентов педагогических профилей в условиях дистанта».

Прежде всего докладчики отметили, что речь пойдет о таком инструменте для независимой оценки, как проект «Сертификат «Московский учитель», который реализуется в МГПУ.

«Мы всегда находимся в поиске ответов на 3 вопроса: чему учить студентов, чтобы после университета они были востребованы, как эффективно передавать знания и кто должен учить. Наш проект — одна из попыток ответить на эти вопросы и выйти на взаимодействие с работодателями. Мы хотим, чтобы молодые учителя были интересны ученикам и работодателям», — кратко описала цель и задачи проекта Ольга Александровна.

Далее выступающие познакомили слушателей с этапами проведения такой оценки: проверка знания предмета в формате ЕГЭ, презентация модельного учебного занятия, собеседование с директорами школ.

«Именно эти этапы с введением санитарно-эпидемиологических мер пришлось очень быстро переводить в дистанционный формат. Однако переход в онлайн позволил нам привлечь гораздо больше экспертов, благодаря чему большее количество выпускников было принято на работу», — поделились результатами спикеры.

Перейдя к выводам, Ольга Айгунова и Эвелина Мария Саликова озвучили преимущества процедуры в дистанционном формате:

  • неоднородность групп волонтеров-обучающихся не влияет на ход демонстрации модельного учебного занятия;
  • участник процедуры имеет возможность подготовиться к записи, осуществить ее неоднократно и выбрать вариант, демонстрирующий его компетенции в большей мере;
  • снижение влияния психологических барьеров в связи с комфортными условиями записи занятия (отсутствие влияния авторитета экспертов, а также тревожности по отношению к незнакомой обстановке демонстрационной площадки);
  • дистанционный формат позволяет максимально широкому кругу работодателей познакомиться с возможностями студента;
  • переход от выявления уровня профессиональных компетенция студента в условиях, приближенных к реальным, к определению максимальных возможностей студента.

Последним выступающим от Института системных проектов на конференции стала Татьяна Щербакова, старший научный сотрудник лаборатории профессионального развития в образовании. Она продолжила тему коллег, представив доклад «Готовность выпускников педагогических специальностей к работе в дистанционном формате: результаты вузовских чемпионатов WorldSkills и сертификации «Московский учитель» 2020 года».

Татьяна Владимировна объяснила, чем проект «Московский учитель» отличается от проекта «WorldSkills». Перечислила типичные ошибки участников этих проектов, которые они допускали при подготовке и демонстрации дистанционных занятий, а также назвала средний уровень оценок по различным критериям. Благодаря полученным данным удалось сделать вывод, что у участников проектов недостаточно развит навык организации информационной среды занятия: участник использует исключительно фоновую трансляцию, забывая, что информационная среда позволяет создать контент и вокруг нее.

«Механизмы обратной связи все время развиваются. По результатам проектов мы можем проанализировать ответы ребят относительно того, заметили ли они какие-либо дефициты в своих умениях, а также понять, какие усовершенствования необходимо внести в процесс обучения», — подытожила Татьяна Щербакова.

Посмотреть видеозаписи выступлений сотрудников Института системных проектов можно по следующим тайм-кодам:

  • Галина Савиных — 0:29:52—0:46:05;
  • Ольга Айгунова, Эвелина Мария Саликова — 1:35:03 — 1:55:33;
  • Татьяна Щербакова — 2:14:06—2:32:49.


Доцент МГПУ Ольга Косибород дирижировала хором, спевшим гимн на Эльбрусе


13 января 2025 г.


Доцент ИКИ МГПУ Ольга Косибород выступила членом жюри фестиваля «Эльбрусский хорофон», в рамках которого гимн России впервые был исполнен на высоте 3500 метров на горе Эльбрус

Надежде Шалимовой присуждена ученая степень доктора филологических наук


13 января 2025 г.


Диссертационный совет по литературоведению поздравляет соискателя с присуждением ученой степени доктора филологических наук