14 ноября 2020 года, во второй день IX ежегодной международной онлайн-конференции Евразийской Ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО), прозвучало 3 доклада сотрудников Института системных проектов МГПУ.
Первой выступавшей стала Галина Савиных, младший научный сотрудник лаборатории профессионального развития в образовании, которая представила сообщение «Управление оценочными данными при переходе на смешанное обучение».
Галина Петровна сравнила две системы оценочных процедур, используемых на сегодняшний день: Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и внутреннюю систему оценки качества образования (ВСОКО). Она подчеркнула, что, хотя первая продолжает активно использоваться и эффективно отражать существующие дефициты, именно последняя запускает развитие:
«Соответствие стандарту — главный приоритет ВСОКО: оценка должна проводиться не только в разрезе результатов, но и в разрезе содержания и условий их реализации. Сегодня, в условиях смешанного обучения, это особенно важно. Если мы не поворачиваемся от измерений в сторону изменений, то мы не развиваем новые профессиональные компетенции».
Таким образом, главными критериями при диагностике становятся, например, не стаж, результаты профессиональных конкурсов и курсовая подготовка, а профессиональные установки, цифровая грамотность и тьюторские компетенции.
«Необходимо рассматривать данные не как квалификацию или дисквалификацию, а как вопрос для более глубокого изучения проблемы», — заключила Галина Савиных.
Следующими выступающими стали Ольга Айгунова, заведующая лабораторией профессионального развития в образовании, и Эвелина Мария Саликова, научный сотрудник лаборатории. Они представили доклад «Независимая оценка профессиональных компетенций студентов педагогических профилей в условиях дистанта».
Прежде всего докладчики отметили, что речь пойдет о таком инструменте для независимой оценки, как проект «Сертификат «Московский учитель», который реализуется в МГПУ.
«Мы всегда находимся в поиске ответов на 3 вопроса: чему учить студентов, чтобы после университета они были востребованы, как эффективно передавать знания и кто должен учить. Наш проект — одна из попыток ответить на эти вопросы и выйти на взаимодействие с работодателями. Мы хотим, чтобы молодые учителя были интересны ученикам и работодателям», — кратко описала цель и задачи проекта Ольга Александровна.
Далее выступающие познакомили слушателей с этапами проведения такой оценки: проверка знания предмета в формате ЕГЭ, презентация модельного учебного занятия, собеседование с директорами школ.
«Именно эти этапы с введением санитарно-эпидемиологических мер пришлось очень быстро переводить в дистанционный формат. Однако переход в онлайн позволил нам привлечь гораздо больше экспертов, благодаря чему большее количество выпускников было принято на работу», — поделились результатами спикеры.
Перейдя к выводам, Ольга Айгунова и Эвелина Мария Саликова озвучили преимущества процедуры в дистанционном формате:
- неоднородность групп волонтеров-обучающихся не влияет на ход демонстрации модельного учебного занятия;
- участник процедуры имеет возможность подготовиться к записи, осуществить ее неоднократно и выбрать вариант, демонстрирующий его компетенции в большей мере;
- снижение влияния психологических барьеров в связи с комфортными условиями записи занятия (отсутствие влияния авторитета экспертов, а также тревожности по отношению к незнакомой обстановке демонстрационной площадки);
- дистанционный формат позволяет максимально широкому кругу работодателей познакомиться с возможностями студента;
- переход от выявления уровня профессиональных компетенция студента в условиях, приближенных к реальным, к определению максимальных возможностей студента.
Последним выступающим от Института системных проектов на конференции стала Татьяна Щербакова, старший научный сотрудник лаборатории профессионального развития в образовании. Она продолжила тему коллег, представив доклад «Готовность выпускников педагогических специальностей к работе в дистанционном формате: результаты вузовских чемпионатов WorldSkills и сертификации «Московский учитель» 2020 года».
Татьяна Владимировна объяснила, чем проект «Московский учитель» отличается от проекта «WorldSkills». Перечислила типичные ошибки участников этих проектов, которые они допускали при подготовке и демонстрации дистанционных занятий, а также назвала средний уровень оценок по различным критериям. Благодаря полученным данным удалось сделать вывод, что у участников проектов недостаточно развит навык организации информационной среды занятия: участник использует исключительно фоновую трансляцию, забывая, что информационная среда позволяет создать контент и вокруг нее.
«Механизмы обратной связи все время развиваются. По результатам проектов мы можем проанализировать ответы ребят относительно того, заметили ли они какие-либо дефициты в своих умениях, а также понять, какие усовершенствования необходимо внести в процесс обучения», — подытожила Татьяна Щербакова.
Посмотреть видеозаписи выступлений сотрудников Института системных проектов можно по следующим тайм-кодам:
- Галина Савиных — 0:
29:52—0:46 :05; - Ольга Айгунова, Эвелина Мария Саликова — 1:35:03 — 1:55:33;
- Татьяна Щербакова — 2:
14:06—2:32 :49.