13 и 14 ноября 2020 года состоялась IX ежегодная международная онлайн-конференция Евразийской Ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО). В мероприятии приняли участие сотрудники нескольких лабораторий Института системных проектов МГПУ, в том числе лаборатории проектирования деятельностного содержания образования.
Владимир Львовский, заведующий лабораторией, выступил с докладом «Перспективы использования модели SAM (Student Achievement Monitoring) для оценки естественнонаучной грамотности школьников». В начале доклада он привел определение понятия «естественнонаучная грамотность», используемое в исследовании PISA, и описал способности, включенные в этот вид грамотности. Далее он предложил слушателям проанализировать данные исследования PISA в области естественнонаучной грамотности с 2006 по 2018 годы. В качестве одной из перспективных моделей оценки естественнонаучной грамотности школьников, соотносящихся с исследованием PISA, спикер выделил модель SAM. Докладчик прокомментировал каждый из трех уровней усвоения, заложенных в ней, а также обозначил ключевые проблемы оценки естественнонаучной грамотности школьников. Доклад завершился представлением матрицы предметного содержания и модели для конструирования задания, проиллюстрированной примерами.
Татьяна Мысина, младший научный сотрудник лаборатории, и Антон Агапов, лаборант-исследователь, выступили с докладом «Деятельностный формат экзамена в магистратуре: оценивание в условиях становящейся нормы профессиональной деятельности». Прежде всего спикеры обозначили проблему, сравнив ставшую и становящуюся деятельности. Задачей доклада было спроектировать такую форму оценивания, которая бы не требовала внешней экспертизы и обеспечивала рефлексию за счет позиционного распределения участников. «Организационно экзамен строится как модельное профессиональное действие между группами участников с последующей обратной связью от всех ко всем», — прокомментировал Антон Агапов. В заключении Татьяна Мысина рассказала о возможностях применения такого формата экзамена.
Ведущий научный сотрудник лаборатории Александр Аронов представил сообщение на тему «Особенности управления развитием при повышении качества образовательных результатов среднего общего образования». Он отметил, что термин «качество образования» не имеет общепринятого определения: «Содержание «качества образования« разные субъекты наделяют разными основаниями и, более того, иногда относят к разным объектам (условиям, процессу, результатам и так далее). Это приводит к тому, что попытки дать независимую оценку качества образования упираются в принципиальные разногласия и остаются формальными«. Далее Александр Моисеевич отметил, что доминирующий метод управления качеством образовательных результатов «по отклонениям от некоторой всеобщей нормы» создает непреодолимые трудности реализации императивов ФГОС — индивидуализации и персонализации. Он предложил альтернативу: метод «управление развитием» образовательных результатов, основанный на объективной диагностике учебно-предметных компетенций (принципы SAM П.Г. Нежнова). Метод также опирается на результаты такой диагностики коррекции образовательных результатов с целью повышения уровня образовательных результатов отдельных групп школьников. Сообщение получило высокую оценку руководителя вебинара академика Виктора Болотова, который предложил провести отдельный семинар по представленной тематике для заинтересованных групп.
Михаил Кларин, главный научный сотрудник лаборатории, представил доклад «Корпоративное обучение и развитие руководителей в „новой реальности“: проблема метрик». Он затронул вопросы ориентации и качества корпоративного образования, различил результаты и эффекты, рассказал об уровнях оценки в модели Киркпатрика — Филипса. На примере коучинга спикер рассмотрел оценку ROI и обозначил сдвиг метрик с результатов на эффекты.
Мария Янишевская, эксперт лаборатории, выступила с докладом «К оценке возможности понимания учебного текста пятиклассниками». Она рассказала о читательской грамотности в изучении естественных наук и представила результаты исследования по данной тематике. «Специфичное для программ развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова пристальное внимание к освоению модельных и знаково-символических средств работы с текстами (в том числе естественно-научными) способствует формированию у обучащихся критичного отношения к житейским представлениям и переходу на позиции понятийной трактовки процессов и явлений, как наблюдаемых в природе, так и описываемых учебными текстами», — пояснила Мария Янишевская один из выводов по результатам исследования.
Посмотреть видеозаписи выступлений и ознакомиться с материалами докладов можно на сайте конференции.
Владимир Львовский — 7:
Александр Аронов — 3:
Михаил Кларин — 3:
Мария Янишевская — 4: