25 и 26 марта 2021 года еще 32 управленческие команды школ и детских садов представили свои проекты по созданию личностно-развивающей образовательной среды. На этот раз по 14 проектов презентовали образовательные организации Пензенской и Мурманской областей, по 1 — Волгоградской и Самарской, 2 — Тульской.
Все проекты были разработаны управленческими командами по итогам программы повышения квалификации «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды» — первого шага масштабной Программы по развитию личностного потенциала. Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» реализует ее совместно с Лабораторией развития личностного потенциала в образовании Института системных проектов МГПУ и Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ.
На презентации проектов в качестве экспертов выступили сотрудники фонда, лаборатории, региональных министерств образования и организаций — операторов Программы по развитию личностного потенциала. Предлагаем познакомиться с несколькими интересными кейсами школ и детских садов:
- «Открытое пространство творчества и общения без границ» — проект школы № 56 г. Пензы им. Героя России А.М. Самокутяева. Управленческая команда обратила внимание, что школьные творческие пространства довольно замкнуты, а интересные мероприятия ограничены во времени. Поэтому в первую очередь проект предусматривает создание новых открытых пространств и ежедневных интеллектуальных, творческих или спортивных событий, которые дают детям свободу самовыражения и практику позитивного общения. В частности, для этого планируется изменить рекреационные зоны и учебные кабинеты.
- Коллектив школы с. Индерка Сосновоборского района рассчитывает, что проект позволит создать личностно-ориентированную среду, в которой каждый ребенок будет эмоционально благополучным, научится осознанно принимать решения и достигать желаемого в быстро меняющемся мире. При этом рядом будут такие же мотивированные, понимающие и принимающие его взрослые: родители и учителя. Интерактивные медиаплощадки, лаборатории и мастерские, рекреация для коворкинга, пространство психологической поддержки — вот несколько новшеств, которые появятся в школе благодаря проекту «Формирование образовательной среды для развития благополучной личности через личностный потенциал участников».
- Школа с углубленным изучением информатики № 68 г. Пензы предложила проект «Школа — территория позитивного самовыражения», нацеленный на формирование сообщества детей и взрослых, которые умеют работать в коллективе и мотивированы на совместную деятельность, доброжелательное и уважительное общение. Управленческая команда готова услышать голос каждого участника образовательных отношений: в школе будет создано ученическое деловое сообщество, а также мультимедийный информационный центр, профессиональное обучающееся сообщество учителей. В реализацию инициатив включатся и партнеры: центр молодежного инновационного творчества «Вектор», АО «Радиозавод» и другие.
- Реализуя проект «Открытая среда — среда возможностей», коллектив детского сада № 6 г. Полярные Зори будет использовать реджио-подход и событийные форматы взаимодействия. Пространство детского сада станет по-настоящему открытым. Ребята будут общаться в разновозрастных группах и участвовать в социальных акциях, попробуют себя в роли волонтеров и станут «магистрами детсадовских наук». Большое значение в проекте придается развитию творческих возможностей: будет внедрена технология «Моя сцена», появится детская фотолаборатория. Инициатива «Открытый почтовый ящик» поможет учитывать мнение каждого.
- Ревдская средняя общеобразовательная школа им. В.С. Воронина будет развивать систему школьного самоуправления в проекте «Школа — территориЯ открытых возможностей». Одни из главных эффектов проекта — создание команды единомышленников и формирование активной социальной позиции детей и родителей — будут достигнуты средствами проектной деятельности, технологии «4К», групповой работы. Проектный центр «Вектор», программа «Твори! Выдумывай! Пробуй!», семинар «Со-управление», форум «Школьная территория», «Слёт-Улёт», «Открытая доска» и многие другие инициативы помогут развивать подлинную коллегиальность и гласность школьного самоуправления.
Эксперты отметили, что большинство команд подошли к презентации нестандартно и очень творчески. Например, коллектив детского сада № 16 с. Тулома представил свой проект «От первых шагов к первым вершинам» в стихотворной форме:
…Будем внедрять метод проектов:
Для творчества детей никаких запретов!
Что предусмотрено для родителей?
Коучинг. Для педагогов — и того лучше:
Педагогическая гостиная как ПОС,
Чтобы у всех был профессиональный рост!..
Старший воспитатель детского сада № 8 «Якорек» г. Снежногорск рассказала о проекте «Перезагрузка: создание личностно-развивающей образовательной среды в детском саду», используя метафору морского путешествия:
«Жизнь похожа на безграничное и не всегда спокойное море. Иногда мы ждем возможности спуститься на берег для отдыха или попадаем в штормы. Но в то же время это море возможностей для поиска и понимания себя, развития своего потенциала». Наш детский сад — большой двухпалубный корабль. Он готов к дальнему плаванию!"
В планах — создание среды эмоционально-личностного развития детей, введение «часа свободы» (деятельности по выбору), разнообразных мастерских. Для воспитателей откроется «Школа профессионально-личностного развития педагога», для родителей — тематические сообщества.
Все 32 проекта, которые были представлены экспертам, будут реализовываться в школах и детских садах регионов в течение трех лет.