Вслед за Самарской областью по программе повышения квалификации «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды» прошли обучение управленческие команды из 10 школ и 4 детских садов Новосибирской области, а также Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. В онлайн-обучении с 25 по 30 января 2021 года приняли участие 60 человек из Бердска, Искитима, Карасука, Купино и Новосибирска, села Варламово, а также поселков Кольцово, Сузун и Маслянино.
Напомним, это первый этап Программы Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала", которая реализуется в сотрудничестве с Лабораторией по развитию личностного потенциала в образовании Института системных проектов МГПУ и Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ.
Установка на совместную работу
В первый день обучения участники познакомились с модераторами и узнали подробнее о содержании Программы. «Образовательная организация становится пространством для творчества и средой для личностного развития. Мы создаем новое сообщество педагогов, которые в своей деятельности акцентируют внимание на социально-эмоциональном развитии, мотивации, жизнестойкости, рефлексивности, культуре мышления», — таким образом команда организаторов и наставников сформулировала основные цели и ценности Программы.
Обучение и разработка концепций проектов
Что я могу и готов изменить и улучшить в своей образовательной организации? Какие ресурсы есть у меня? педагогов? детей и родителей? у моей образовательной организации в целом? На эти и многие другие вопросы искали ответы участники обучения под руководством модераторов и преподавателей программы.
Руководитель программы по направлению «Методология и оценка» Елена Дирюгина рассказала о функциях и структуре личностного потенциала. Спикер обозначила, что личностный потенциал — это не сами способности, а способность использовать свои способности, а также выбирать или находить ресурсы, компенсировать их отсутствие, определять цель, для которой они нужны. Методист программы Надежда Уфимцева познакомила участников с приемами развития эмоционального интеллекта. Старший научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ Анна Фам — с инструментами выбора, достижения, жизнестойкости.
Профессор департамента психологии Института педагогики и психологии образования МГПУ Витольд Ясвин объяснил, что в школе или детском саду важно развивать не столько образовательные условия, сколько образовательные возможности для детей. Особое внимание Витольд Альбертович уделил типам образовательной среды: творческой, безмятежной, карьерной, догматической, а также методикам для ее исследования. Каждая управленческая команда определила тип среды своей образовательной организации и получила обратную связь от Витольда Ясвина.
«Средовую» тему продолжили педагог-психолог Хорошколы Ольга Шалыгина, руководитель программы по направлению «Разработка» Дмитрий Сизарев, заведующая лабораторией образовательных инфраструктур Института системных проектов МГПУ Елена Иванова и методист программы Надежда Уфимцева. Преподаватели раскрыли особенности социально-эмоционального развития детей, а также организационно-технологического, социального и пространственно-предметного компонентов образовательной среды.
Сотрудники лаборатории развития личностного потенциала в образовании Института системных проектов МГПУ Людмила Бычкова и Ирина Поташова рассказали участникам о том, как разработать управленческий проект, определить стратегию и тактику создания личностно-развивающей образовательной среды школы и детского сада. Ученый секретарь Ученого совета МГПУ Роман Комаров объяснил, чем разные сотрудники — «управленцы», «адаптеры», «новаторы» — могут быть полезны в работе над проектом.
Результаты работы
Изученные образовательные блоки помогли участникам оформить концепции управленческих проектов по созданию личностно-развивающей образовательной среды и представить их экспертам в заключительный день обучения:
- «Академия возможностей и роста» (детский сад № 81, г. Новосибирск);
- «Личностный потенциал педагога как отражение детских возможностей» (детский сад № 165, г. Новосибирск);
- «Мои возможности — потенциал родного края» (детский сад № 74 «Непоседы», г. Новосибирск);
- «Вселенная инженерных тайн или преобразование личностно-развивающей образовательной среды через технологическое образование в ДОО» (детский сад № 2, г. Новосибирск);
- «Детский ТехноЦентр — ядро сетевого взаимодействия Карасукского, Купинского, Баганского районов Новосибирской области в инженерно-технологическом образовании детей и юношества» (технический лицей № 176 Карасукского района);
- «Агробиопарк — отправная точка раскрытия личностного потенциала» («Биотехнологический лицей № 21» р. п. Кольцово);
- «Строим личностно-развивающую образовательную среду «Правильной школы» (Вторая гимназия, г. Новосибирск);
- «Личностно-развивающая образовательная среда и традиции как формула успеха» (школа № 14, г. Искитим);
- «Школа — центр развития успешной личности» («Сузунская СОШ № 1»);
- «Современная образовательная среда: новые вызовы и современные решения» (лицей № 2 Купинского района);
- «Л.И.Ф.Т. (лаборатория информатики, физики, технологии): акселератор талантов» (школа № 82, г. Новосибирск);
- «Центр цифрового гуманитарного направления «Точка Роста» как потенциал личностно-развивающей среды» (Маслянинская школа № 1);
- «От успеха в школе — к успеху в жизни» (Варламовская школа);
- «Сотворчество всех — ценность каждого!» (школа № 9, г. Бердск).
Управленческие команды получат методическую поддержку и по окончании обучения. Эксперты программы помогут им доработать концепции и превратить их в полноценные проекты, которые в дальнейшем будут реализовываться в течение трех лет. Представление проектов состоится в марте 2021 года.