Учебно-методическое пособие доцента кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации института специального образования и психологии Поляковой Надежды Петровны: «Современные технологии преподавания русского языка слепым обучающимся 5—10-х классов» выпущено Издательско-полиграфическим тифлоинформационным комплексом «Логосвос».
В учебно-методическом пособии Надежды Петровны содержатся методические рекомендации для учителей русского языка и литературы, работающих со слепыми обучающимися.
Пособие отражает результаты научно-исследовательской работы Надежды Петровны в области преподавания русского языка незрячим школьникам 5−10 классов. В основу учебно-методического пособия Надеждой Петровной заложена концепция интегрированного обучения языку и речи, что соответствует современным трендам образования. Содержащиеся в нем языковедческие сведения, упражнения и задания направлены на формирование лингвистической и коммуникативной компетенций. Пособие Надежды Петровны содержит большой объем сведений из области культурологии, что способствует становлению этнической идентичности, воспитанию любви к русскому языку и культуре как у обучающихся, для которых русский язык является родным, так и у подростков-билингвов.
Так же в своём учебно-методическом пособии Надежда Петровна подробно рассматривает основные подходы к адаптации стимульных заданий по русскому языку для слепых обучающихся, отмечая, что эффективность образовательного процесса определяется доступностью стимульных заданий. При анализе различных аспектов адаптации учебного материала для незрячих подростков Надежда Петровна исходит из принципа сокращения помощи по мере освоения обучающимися зоны ближайшего развития, уточняя, что адаптируется либо форма задания, либо его содержание; адаптируются только те задания, с которыми обучающиеся недавно начали работать, а также, что постепенно адаптированные задания должны заменяться стандартными упражнениями.
Таким образом, согласно результатам исследования Надежды Петровны, продуктивность коррекционно-развивающей работы, реализуемой в рамках образовательного процесса на уроке русского языка, участниками которого являются слепые обучающиеся, зависит от выбранного педагогом-словесником способа представления задания, предназначенного для решения той или иной коррекционной задачи. Способность логически структурировать и выстраивать по алгоритму собственную деятельность и деятельность обучающихся дает педагогу возможность не только повысить результативность обучения, но и сформировать у обучающихся способности определять цель предстоящей деятельности, способы ее достижения. Это, в свою очередь, обеспечивает становление самоконтроля и саморегуляции обучающихся.Грамотный подбор материально-технических средств, необходимых для решения всего комплекса учебных задач, согласно утверждению Надежды Петровны Поляковой, позволяет обеспечить качественную основу, на которой слепыми обучающимися будут усваиваться теоретические сведения о языке и связанные с ними практические действия.
Пособие соответствует требованиям современной методики преподавания русского языка и обеспечивает формирование языковых умений, необходимых для успешного прохождения государственной итоговой аттестации по русскому языку. Содержит технологии, позволяющие сформировать компенсаторные способы действия, универсальные учебные действия и языковые умения у слепых обучающихся.
Учебно-методическое пособие Поляковой Надежды Петровна представляет интерес не только для учителей, работающих с незрячими школьниками, но также может быть использовано при обучении слабовидящих школьников, являясь прекрасным вкладом в современную тифлопедагогику.