В конце августа в школе № 1788 силами педагогов Института естествознания и спортивных технологий состоялся запуск пилотного проекта по совершенствованию учебного предмета «Физическая культура».
Институт сегодня ведет активную научно-исследовательскую работу. Перед педагогическим коллективом стояла амбициозная задача обновления подходов к организации школьной системы физического воспитания с учетом актуального социального запроса и возможностей использования инновационных образовательных подходов и технологий.
Работа по созданию новой физической культуры не является случайным веянием времени, а продиктована сложившейся сегодня конъюнктурой восприятия предмета. Согласно исследованию Высшей школы экономики, родители называют физкультуру наименее прикладным предметом. Между тем очевидно, что правильное физическое воспитание и мотивация на поддержание здорового образа жизни закладывается в школе.
Для того чтобы реализовать прикладность, необходимо совершенствовать механизмы и модернизировать урок физической культуры с учетом общемировых трендов физического воспитания, включая тотальную цифровизацию в разработке новых видов двигательной активности и мониторинговой деятельности. Исследование позволило сделать вывод, что совершенствование содержания предмета «Физическая культура» должно сегодня заключаться в поиске нетрадиционных подходов и технологий, направленных не только на развитие физических качеств и формирование культуры движений, но и на социализацию обучающихся, повышение способности к усвоению других предметов, здоровьесбережение, саморазвитие и самореализацию личности с учетом ее потребностей, мотивов, интересов, ценностей.
Уже сегодня проведенные исследования получают практическое продолжение в виде реализации созданной на основе НИР образовательной программы для 1−4 классов в школе № 1788. Институт будет оказывать методическое и консультационное сопровождение программы, на регулярной основе будут проводиться мастер-классы и практические семинары для педагогов школы, о чем достигнута принципиальная договоренность двух директоров — Александра Страдзе и директора школы № 1788 Александра Ездова. Школу и институт объединяет давняя история сотрудничества и продуктивного диалога. В этом году уже проводился семинар-практикум по по профилактике детского травматизма.
29 августа состоялась одна из первых таких встреч с учителями школы, на которой доктор биологических наук, профессор Валентина Николаевна Пушкина и кандидат медицинских наук, доцент Ирина Николаевна Гернет, члены творческого коллектива авангардных разработчиков и реализаторов образовательной программы, обстоятельно беседовали с педагогами школы о нюансах претворения инновационного учебного плана в жизнь. Такие методические встречи и планируемая на регулярной основе обратная связь невероятно важны, ведь учителя школы займутся непосредственным воплощением существующих наработок на практике. Для них уже разработаны три программы повышения квалификации, о чем рассказала Анна Вячеславовна Скотникова, заместитель директора института по учебной работе.
С помощью педагогов мы существенно обновили программу урока физической культуры, придали ей другое содержание. Обобщили опыт коллег и существующие передовые разработки, интегрированные в образовательный процесс столицы. Аккумулированные результаты вылились в подготовленную программу для школы, пилотный проект которой уже запущен. Институт обязуется оказывать полное методическое сопровождение инновационной разработки, проводить методические семинары и курсы повышения квалификации каждую четверть, чтобы учителя сразу применяли все наработки на практике. Кооперация даст нам обратную связь, и мы планируем совершенствовать и расширять ассортимент программ повышения квалификации.
Анна Скотникова подчеркнула, что в основе научно-исследовательской деятельности по разработке дорожной карты модернизации физического воспитания в образовательных организациях лежит социальный запрос общества, профессионалов и потребности молодых людей.
50,3% школьников ждут от урока улучшения самочувствия. В том числе и поэтому 61,8% родителей, согласно нашим статистическим исследованиям, хотят видеть изменения в содержании урока. Учителя так же чувствуют инновационный тренд времени — 69,8% опрошенных педагогов считают необходимым повышение своего профессионализма.
Несколько слов было сказано и о непосредственной организации учебного процесса по новым лекалам. В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры в общеобразовательном учреждении все обучающиеся 1−4 классов будут разделены на группы в зависимости от их состояния здоровья. Занятия в этих группах будут отличаться модульными учебными программами с учетом различных видов двигательной активности, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.
Конкретные пути следования модернизационного локомотива школьного физического воспитания пролегают через интерактивные электронные учебно-методические материалы, увеличение объема внеурочной двигательной активности, инклюзивное физическое воспитание, цифровые технологии в организации физической активности и использование современных гаджетов для мониторинга здоровья в урочное и неурочное время.
Уже с самого начала учебного года младшие классы школы № 1788 будут учиться согласно новой концепции. Мы будем сообщать о ходе реализации пилотного проекта в данном образовательном учреждении. В пятницу, 31 августа, экспертный десант Института естествознания и спортивных технологий высадится на Московском международном форуме «Город образования», организованном при поддержке Правительства Москвы. Коллектив института приглашает заинтересованную общественность, неравнодушную к модернизации современного урока физического воспитания, к открытому диалогу в рамках панельной дискуссии «Жизнь в движении: социальный запрос и тенденции развития».