18 декабря 2019 года преподаватели Института специального образования и комплексной реабилитации приняли активное участие во Всероссийской конференции с дистанционным участием «Непрерывное образование педагогов-дефектологов: традиции и инновации», который проводил ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО».
Проведение Конференции было вызвано изменениями, происходящими в системе дополнительного профессионального образования специалистов дефектологического профиля. Она стала хорошей площадкой для конструктивного обсуждения учеными, специалистами-практиками и управленцами вопросов совершенствования подготовки и развития кадров для работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями в условиях модернизации российского образования.
С приветственным словом от заместителя министра Просвещения Российской Федерации Татьяны Юрьевны Синюгиной выступила представитель Министерства Анна Дмитриевна Сенчихина, от имени ректора ФГБОУ ВО «Московский государственный педагогический университет» — директор Института детства МПГУ Анна Алексеевна Алмазова. Участников конференции также приветствовали директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Татьяна Владимировна Волосовец, заместитель руководителя Исполкома Общероссийского народного фронта, Президент Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Дмитрий Валериевич Поликанов, директор ИКП РАО Татьяна Александровна Соловьева.
В конференции приняли участие более 800 человек из 65 регионов Российской Федерации, из них более 130 очно и более 700 — дистанционно.
В своем выступлении в ходе пленарного заседания директор ИКП РАО Татьяна Александровна Соловьева рассказала об основных направлениях развития Института коррекционной педагогики, пригласив исследователей к участию в проблемных комиссиях Института для поддержки научных исследований.
Заместитель Министра образования Омской области, начальник управления опеки и попечительства над несовершеннолетними и адаптивного поведения Оксана Владимировна Груздева в своем выступлении рассказала о системе подготовки педагогов-дефектологов в регионе.
Директор Института детства ФГБОУ ВО МПГУ Анна Алексеевна Алмазова в своем докладе «Формирование осознанного выбора поля профессиональной деятельности у будущих педагогов-дефектологов» акцентировала внимание на значимости вариативных форм работы с мотивацией к профессиональной деятельности студентов высших учебных заведений на этапе выбора профиля обучения.
Доклад Натальи Юрьевны Григоренко, доцента кафедры логопедии института «Современные подходы к непрерывному образованию педагогов-дефектологов» был посвящен подготовке кадров в системе высшего профессионального образования педагогов-дефектологов.Заместитель директора ИКП РАО Игорь Александрович Коробейников обозначил проблематику подготовки кадров высшей квалификации в области специальной психологии и коррекционной педагогики. Отметив необходимость развития отечественных научных школ, Игорь Александрович обратил внимание участников на принципиальные отличия понятий «ученый» и «научный сотрудник», а также на необходимость повышения авторитета российских научных изданий.
В ходе круглых столов по актуальным темам — «Дополнительное профессиональное образование педагога-дефектолога: поиск новых форм и инструментов реализации», «Высшее профессиональное образование педагогов-дефектологов — ответ на вызовы времени», «Современные представления о профессиональных компетенциях педагогов-дефектологов» — их участники смогли конструктивно обсудить приоритеты и перспективы развития системы дополнительного профессионального образования в Российской Федерации, инновационные формы и технологии в системе подготовки специалистов дефектологического профиля, профессиональные компетенции педагогов-дефектологов.
Горячее обсуждение вызвал доклад заведующей кафедрой психолого-педагогических основ специального образования Наталии Михайловны Назаровой на тему «К вопросу об инновационных организационных формах подготовки дефектологов».
В выступлениях профессора кафедры логопедии, доктора педагогических наук Е. А Екжановой, профессора кафедры олигофренопедагогики и клинических основ специального образования, доктора педагогических наук И.М. Яковлевой, профессора кафедры психолого-педагогических основ специального образования, доктора психологических наук, Т.Г. Богдановой, доцента кафедры логопедии, кандидата педагогических наук И.Л. Соловьевой, доцента кафедры логопедии, кандидата педагогических наук, А.А. Гусейновой, отмечалось, что российская система образования детей с ограниченными возможностями здоровья активно развивается и совершенствуется, предъявляя новые требования к подготовке специалистов по работе с детьми с особыми образовательными потребностями в высших учебных заведениях и системе дополнительного профессионального образования.