12 января в институте педагогики и психологии образования Московского городского прошел Межрегионального семинара «Антропология детства и образования» на тему «Почему не в школе? Неформальное общение подростков на площадках сетевых предприятий быстрого питания города Москвы». Мероприятие проходило в гибридном формате.
Модераторами мероприятия были:
Алексей Кудряшёв — доцент департамента педагогики института педагогики и психологии образования Московского городского.
Полина Арапова — доцент департамента педагогики института педагогики и психологии образования Московского городского.
Выступали:
Борис Куприянов — профессор департамента педагогики института педагогики и психологии образования Московского городского.
Светлана Майорова-Щеглова — председатель Исследовательского комитета «Социология детства» Российского общества социологов, доктор социологических наук, профессор.
Юлия Федотова — заместитель начальника управления образовательных программ ВДЦ «Орлёнок» (Туапсинский р-н, Краснодарский край), кандидат социологических наук.
Исследование неформального общения современных московских подростков позволяет выделить два принципиально различных пространства: помещения общеобразовательных организаций (институциональное: институциональные ограничения, регламентация поведения взрослыми) и площадки сетевых предприятий быстрого питания (не-институциональное: стихийность и самоорганизация). Результаты эмпирических исследований в январе — июне 2022 г. (наблюдения, проведенные в предприятиях быстрого питания, интервью школьников-подростков и выпускников московских школ на площадках сетевых предприятий быстрого питания, анкетирование в общеобразовательных организациях г. Москвы обучающихся и педагогических работников) позволяют оценить состояние и перспективы неформального общения московских подростков. В настоящее время 37,5% несовершеннолетних используют для неформального общения площадки предприятий быстрого питания. Общение московских подростков в помещениях фастфуда не связано с какой-либо продуктивной общественно-полезной и лично значимой деятельностью. Неформальное общение подростков не является объектом городской политики (службам и учреждениям не ставится задача создавать условия для размещения в городском ландшафте компаний несовершеннолетних). Возможностями общеобразовательных организаций как площадки неформального общения пользуется небольшая часть школьников-подростков (от 17% до 26%), большинство несовершеннолетних не находят мест для длительного общения в школьных помещениях (это обстоятельство фиксируется 43% педагогических работников).
Потенциальная возможность сформировать площадки для неформального общения московских подростков имеется в помещениях общеобразовательных организаций, здесь готовы общаться от 17 до 33%% несовершеннолетних. В случае модификации жизни школьных сообществ можно ожидать роста доли подростков от 34 до 59%%. Актуальность такого сценария обусловлена: составом групп неформального общения на площадках предприятий фастфуда (преобладают одноклассники и учащиеся одной школы) и содержанием коммуникации, где ведущее место занимают события школьной жизни. Приспособление общеобразовательных организаций для неформального общения подростков требует переформатирования образа школы из места получения образования в пространство жизни, интериоризации этой концепции всеми участниками образовательных отношений.