С целью обобщения и распространения научно-практического опыта в области образования и комплексной аудиолого-психолого-педагогической реабилитации детей и взрослых с нарушением слуха в Институте коррекционной педагогики РАО проходит неделя сурдопедагогики. На мероприятии институт специального образования и психологии представляют профессор кафедры специальной психологии и психолого-социальных технологий, д.пс.н. Богданова Т.Г., доцент кафедры логопедии, к.п.н., доцент Соловьева И.Л., ассистент кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации Олешова В.В.
В рамках Недели
Учебники по математике позволяют организовать естественные учебные ситуации, это еще один важный компонент предметно-практического обучения, так как решение текстовых сюжетных задач настраивает ребят на смысл их решения разными способами. Включены задания типа «напиши в тетради вопрос», «реши задачу одним способом», «придумай другой вопрос», «найди другой способ решения». Выполняя математические поручения: «положи на парту столько-то учебников», «положи ещё один учебник», «составь задачу», ребенок включается в коммуникативную деятельность.
«Как ты думаешь, можно составить задачу?» Думаю, да! — можно составить задачу. Придумай сам вопрос. Скажи, а можно не составлять задачу, можно сказать просто об этой ситуации, не пересчитывая? Да, но тогда — это не будет математикой, а задание на уроке русского языка. Значит нужно задачу решать". Так ребенок впервые совершает осмысленную мыслительную операцию — это будет логическое размышление, которое очень тяжело приходит к нашему неслышащему ребёнку.
Учебники по математике содержат примеры контрольно-измерительных материалов (КИМов). Они позволяют учителю отслеживать динамику освоения математических компетенций школьников на простых примерах: выполнения рисунка к задаче, краткой записи условий задачи
Для словесной речи неслышащих школьников характерно наличие речевых недочётов — это нарушение требования к коммуникативной целесообразности речи, связанное с понятием хорошая речь, то есть богатая выразительная и вариативная. Для речи глухих школьников характерен неудачный порядок слов в предложении, употребление лишних слов, нарушение лексической сочетаемости, бедность речи, неразвитость её синтаксического строя, употребление близких однокоренных слов. Важно, что эти значимые факторы речевой депривации, как правило, сопровождают человека глухого в течение всей его жизни, но не мешает ему создать собственного траекторию непрерывного образования, хотя, по существу, нивелируются только в высшем профессиональном образовании.
Факторы речевой деприваций должны учитываться при специфике отбора текстов формулировок заданий в современной линии учебников. Специфика трудностей в обучении глухого обучающегося, возникающих в результате нарушения речевого общения, создает своеобразие его психического развития. В таких случаях обучающийся может не понимать обращённых к нему объяснений учителя, он может не понимать прочитанного текста, часто оказывается лишённым возможности выразить даже самую элементарную мысль. Это обуславливает целесообразность использования в обучении специальной линии учебников по начальному математическому образованию. Что способствует развитию языковой грамотности неслышащих обучающихся, организации их успешной коммуникативной деятельности с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации, культурного речевого общения, готовности осмысленного использования языковых средств при создании устных и письменных высказываний, текстов разных задач и математических поручений. Повествования, рассуждения, доказательства информационных высказываний развивает языковое чутьё, языковую интуицию, языковую компетентность, чувство языка и врождённую грамотность. Недаром некоторые математики были великими поэтами: Михаил Васильевич Ломоносов, Софья Васильевна Ковалевская. Николай Иванович Лобачевский!