ЛУБОВСКИЙ Владимир Иванович (15.12.1923 — 09.11.2017)
С величайшей грустью и прискорбием коллектив института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» встретил известие об уходе из жизни профессора Лубовского Владимира Ивановича, главного научного сотрудника лаборатории эксклюзивного образования МГПУ, академика РАО. Наука потеряла великого ученого, основоположника отечественной дефектологии.
Владимир Иванович Лубовский родился 15 декабря 1923 года в семье учителей. Участвовал в Великой Отечественной Войне, был дважды тяжело ранен. После окончания войны учился на психологическом отделении философского факультета МГУ, которое окончил с отличием в 1951 году. В 1952 году поступил в аспирантуру НИИ дефектологии АПН СССР, где обучался под руководством А.Р. Лурии
В 1995 году В. И. Лубовский защитил кандидатскую диссертацию на тему «Некоторые особенности совместной работы двух сигнальных систем в формировании двигательных реакций у олигофренов», в 1975 году защитил докторскую диссертацию, в 1978 году ему было присвоено звание профессора.
В 1993 году В. И. Лубовский был избран академиком отделения психологии и возрастной физиологии Российской Академии Образования.
Основное направление научных исследований В.И. Лубовского было связано с проблемами общих и специфических закономерностей психического развития детей с умственными и физическими недостатками. Им была исследована слуховая и зрительная чувствительность у детей с физическими недостатками; сконструирована методика объективной оценки слуха у детей дошкольного и школьного возрастов с недостатками в его развитии. Рассмотрены особенности световой чувствительности у слабовидящих разной этиологии. Результаты исследований В.И. Лубовского легли в основу его работы над общими вопросами организации обучения и воспитания детей с недостатками развития, создания для них специальных условий обучения. Также он занимается исследованием проблем психологической диагностики аномального развития детей. Им разработан новый подход к психологической диагностике нарушений развития, основанный на представлениях об общих и специфических закономерностях психического развития, первичных и вторичных дефектах, о зонах актуального и ближайшего развития.
От лица нашего коллектива выражаем искреннее сочувствие и приносим соболезнования родным и близким Владимира Ивановича.
Мы будем помнить Владимира Ивановича, и нам его будет также не хватать, как и всем тем, кто его знал и работал вместе с ним!
Светлая память, Владимиру Ивановичу!