Впервые встретиться с термином «эмоциональный интеллект» мне довелось, когда я работала в одном вузе, готовящем психологов, и отдала образец своего почерка сотрудникам лаборатории устной и письменной речи для графологического анализа. В результатах экспертизы я и прочитала о том, насколько у меня развит эмоциональный интеллект.
Я нашла определение данного вида интеллекта, чем на тот момент и ограничились мои изыскания. Однако в последнее время об эмоциональном интеллекте приходится слышать и читать всё чаще.
Что же входит в понятие «эмоциональный интеллект»? В самом общем виде ЭИ (от англ. EI — emotional intelligence) — это способность человека осознавать свои эмоции и эмоции других людей, понимать причины их возникновения и в результате управлять ими.
Почему же иногда люди, имеющие достаточно низкие показатели по тестам IQ (intelligence quotient, коэффициент интеллекта или коэффициент умственного развития, «ай-кью»), добиваются бòльших успехов в различных видах деятельности, чем их «более умные» коллеги? Чтобы выяснить это, ученые стали исследовать феномен эмоционального интеллекта.
Для измерения уровня развития эмоционального интеллекта существует понятие EQ (emotional quotient, эмоциональный коэффициент), предлагаются методики его диагностики, например, тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test, MSCEIT).
На данный момент существует ряд отечественных и зарубежных исследований эмоционального интеллекта (из сравнительно недавних, например: D. Goleman, 1995; T. Bradberry, J. Greaves, 2009; И. Андреева, 2011, 2017; А. Алешина, С. Шабанов, 2014). Одна из наиболее распространённых моделей эмоционального интеллекта принадлежит Д. Гоулману, который считает, что ЭИ состоит из 5 компонентов: самопознания, саморегуляции, социальных навыков, эмпатии и мотивации. Однако до сих пор не существует единого подхода к тому, какова структура эмоционального интеллекта и какие именно компоненты его образуют.
Наличие разнообразных точек зрения на этот счёт способствует появлению многочисленных характеристик развитого эмоционального интеллекта, а также рекомендаций и тренингов по его развитию. Например, в МГПУ прошёл международный семинар по проблемам эмоционального интеллекта и его роли в образовательном процессе «Подход SAT как один из элементов образования будущего» (подробнее см. здесь и здесь).
Несмотря на большое количество споров, исследователи данной темы сходятся в следующем: эмоциональный интеллект, безусловно, необходим ребёнку и подростку для успешной интеграции в социум, взрослому — для эффективного взаимодействия с окружающими во всех сферах жизни. В настоящее время изучение и развитие эмоционального интеллекта стало таким популярным именно потому, что в современном мире самореализация человека невозможна без успешного взаимодействия с другими людьми. Важную роль играет понимание собственного эмоционального состояния и эмоционального состояния другого, а также умение управлять эмоциями.
Интересно, что сегодня, когда говорят и пишут об успешном, всесторонне развитом человеке, таком, который сможет освоить «профессии будущего», можно встретить упоминания не только известных уже IQ и EQ, но и CQ — «коэффициента любознательности», VQ — «коэффициента жизненной энергии» и даже LQ — «коэффициента любви».
Впервые статья была опубликована на портале «Вести образования» 16 января 2018 года.
Автор: Ксения Киктева,
старший научный сотрудник
лаборатории социокультурных образовательных практик ИСП МГПУ