Top.Mail.Ru

Навыки будущего дошкольника в фокусе внимания

27 сентября 2023 года, в профессиональный праздник всех работников дошкольного образования, состоялась Четвертая Московская Международная научно-практическая конференция «Компетенции воспитателя — условие развития навыков будущего у дошкольника».

Конференция является площадкой для обсуждения современных трендов в области дошкольного образования, взаимодействия разработчиков современных технологичных образовательных решений для дошкольников, исследователей и практиков дошкольного образования. На конференцию в этом году зарегистрировались свыше 3500 участников и более 150 спикеров из 67 субъектов Российской Федерации, а также спикеры и слушатели из Республики Беларусь, Казахстана и Австралии.

С приветственным словом на открытии конференции выступил ректор Московского городского педагогического университета — Игорь Реморенко. Игорь Михайлович отметил проактивную и конструктивную позицию современного дошкольного образования, подчеркнул, что дошкольное образование дает принципиальные характеристики качества жизни сензитивные именно для этого возраста, которые не дает никакой другой уровень образования, и именно в дошкольном образовании происходит формирование фундамента личностного развития, личностного потенциала человека. Также Игорь Михайлович выразил уверенность, что конференция в том числе задаст перспективу в понимании дошкольного образования, как устойчивой, точно укорененной ступени всего образования, являющегося непременной и неотъемлемой частью человеческой жизни.

Пленарную дискуссию открыл Кирилл Заведенский, заведующий лабораторией проектного и цифрового развития образования ШАБ РАНХиГС. В своем докладе Кирилл Евгеньевич рассказал, как будущее может рассматриваться с точки зрения пространства развития субъектности, и какие практики существуют в Школе Антропологии Будущего в контексте изучения основных важнейших направлений образования, ориентированного на будущее. Кирилл Евгеньевич выделил концептуально-методологическую рамку рассуждений по поводу будущего с акцентом на веру в возможности ребенка дошкольного возраста.

Светлана Литвинова, директор Зеленоградского отделения-института делового администрирования МГПУ, представила анализ проблематики, связанной с исследованиями грамотности в области будущего, понимания того, что думает ребенок дошкольного возраста о будущем, и технологиями дошкольного образования, ориентированными на будущее. Светлана Николаевна особое внимание уделила понятию «навыки будущего» — на что нацелено современное дошкольное образование, и что главное и ценное в процессе развития ребенка должно обязательно учитываться при простраивании и формировании будущего сегодня.

Проблематизирующий вопрос «Что делать и не делать в дошкольном образовании с точки зрения работы с будущим?» в своем выступлении поставила перед участниками конференции Татьяна Якубовская, заведующая Сетевой лаборатории программ грамотности в практиках работы с будущим Института образования НИ ТГУ, ментор программ futures-грамотности Финского форсайт-сообщества. Татьяна Владимировна показала, что отвечая на данный вопрос, происходит постепенное формирование, уточнение и корректировка повестки исследований разработок, версий повесток для того, чтобы создание программ работы с futures-грамотностью в практиках работы с будущим в дошкольном образовании были грамотными и адекватными тем задачам, которые стоят, и принимая во внимание специфику дошкольного образования необходимо четкое понимание, что можно привнести в дошкольное образование из общей культуры работы с будущим.

Грамотность в области будущего тесно связана и с другими типами грамотностей. О предпосылках формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста свой доклад представила Оксана Скоролупова — федеральный эксперт, ведущий методист компании «Просвещение-СОЮЗ», член рабочей группы Координационного совета при Правительстве РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства, почетный работник общего образования РФ, автор пособий по развитию детей дошкольного возраста. Оксана Алексеевна рассказала об актуальных направлениях педагогической работы и новых компетенциях педагогов дошкольного образования, представила реперные точки работы, которая ведется по изучению функциональной грамотности и определению взаимосвязей между разными типами грамотностей и уровнями образования.

После пленарной дискуссии работа конференции продолжилась по шести направлениям-трекам.

В треке «Траектория развития навыков будущего: внедрение современных образовательных моделей, программ, технологий и инноваций в дошкольное образование» вместе с ведущими модераторами Светланой Литвиновой и Татьяной Якубовской были рассмотрены вопросы трансформации профессиональной подготовки воспитателя с учетом нового типа детства, формирование мышления будущего у педагогов дошкольного образования, эффективные образовательные технологии, которыми сегодня оперируют педагоги.

Неотъемлемой частью современного образования является цифровая образовательная среда начиная уже с дошкольного детства. И в треке «Цифровая экосистема и цифровой инструментарий в дошкольном детстве» под руководством Анны Прохоровой участники обсудили, как организовать безопасное развивающее цифровое пространство для дошкольника, как использовать новейшие технологии, а также синергию разработчиков образовательных решений и педагогов-практиков при реализации образовательных программ.

Гибкие нейронавыки — путь к успешному будущему ребенка. Что нужно делать, чтобы ребенок рос гармонично, какие навыки влияют на интеллект, талант и успех, и как их прокачать. В треке «Нейроготовность дошкольников к школе» вместе со Светланой Шишковой, директором Института клинической психологии МУППИ, учредителем и генеральным директором Психологического Центра ДОМ, учредителем и Вице-президентом Ассоциации практических психологов и коучей, участники обсудили нейропсихологический подход готовности к школе, говорили про нейронные связи и зрелость головного мозга дошкольника, экспресс нейро-диагностику, что делать, когда диагностируется незрелость нейронных связей у дошкольника и какие существуют нейро-приемы работы с дошкольниками.

Спикеры делились опытом работы в треке «Инклюзивные практики в дошкольном образовании: развитие коммуникативных навыков» с акцентом на развитие коммуникативной грамотности детей с ограниченными возможностями здоровья как ключевого навыка будущего. Вместе с ведущим модератором Надией Тюриной участники обсудили специфику применения инновационных технологий и средств обучения и развития в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и роль инклюзивных сообществ в развитии навыков будущего у дошкольников.

Современные практики дошкольного образования, актуальные вопросы воспитания, нравственно-эстетическое воспитание в раннем и дошкольном детстве были представлены в треке «Практики дошкольного образования». Елена Ломтева, ведущая трека, отметила системную, глубокую, разноплановую и целенаправленную работу педагогов дошкольного образования в этом направлении.

Развитие ребенка происходит в активной деятельности. Каким образом интегрированные занятия физической культурой порождают детский интерес к познанию и делают учение увлекательным и эффективным рассмотрела с участниками Марина Борисова в треке «Интеграция физической и интеллектуальной активности дошкольников».

Благодарим всех спикеров и участников конференции! Желаем вдохновения, профессионального роста, новых творческих идей и их реализации!

http://confida.mgpu.ru

1-1
1-2
2-2
2-3
3-1
3-2
4-1
4-2
5-1
5-2
6-1
6-2


Преподаватели и студенты ИИЯ на конференции в Институте философии РАН


05 ноября 2024 г.


Заведующая кафедрой японского языка Владлена Федянина и студенты востоковеды приняли участие в работе конференции «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход»

Доцент МГПУ организовал для школьников исследовательский чекап-проект


03 ноября 2024 г.


В ходе проектной работы школьники разберут особенности функционирования органов кровеносной системы, научатся работать с научным оборудованием и представлять результаты своих исследований